По поводу:
http://grgy.livejournal.com/342369.html?thread=1711713#t1711713 Странное дело: можно быть великим аскетом, постником, отшельником и молчальником, можно быть ученым теологом, патрологом и профессором богословия (
c), можно благодарить Бога, что мы уже не такие как прочие люди (Лук.18:11), и в тоже время осознавать, что по мере возрастания в своей праведности и в своей мудрости всё больше и больше иссякает нужда в покаянии и нужда в Спасителе, притупляется живая личная вера в Него и в Его Евангелие, ощущать, что «Дверь Владычная» всё плотнее и плотнее затворяется. И таким образом можно дойти даже чуть ли не до отчаяния как тот монах Ферапонт, или даже чуть ли не до неверия, как те профессора богословия.
Но, преподобный Ефрем Сирин утверждает, «Дверь Владычная всегда отверста и для больших, и для малых, а мы утруждаем Владыку отверзнуть ее нам, - мы, которые сами ее для себя затворили, ибо в нашей власти было и отверзать, и затворять ее». И задача отчаявшихся великих аскетов и разуверящихся богословов состоит в том, чтобы вновь отворить свои двери, чтобы вновь умалиться (если когда-то умалялись), как дитя, чтобы сила Христова - благодать Духа Святого могла дать уразумение, что Дверь отверста, что Христос рядом, и ощущение радостной живой веры в Него и в Его Благую Весть.
Да, но сказать-то легко - непросто сделать. Как это происходит, учат нас святые отцы, в том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в него. Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера - духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь - избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не ходить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этою помощью; христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отревают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе, как бы на руки, только подойди к Нему верою, и - когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, - тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! Так в насилиях от диавола и во всех скорбях надо живо узреть сердцем как бы пред глазами находящуюся, человеколюбивую утробу Спасителя; смотреть смело в эту утробу, как в неистощимую сокровищницу благости и щедрот, и молить Его всем сердцем, чтобы Он уделил и нам от этого неиссякающаго источника благости и помощи духовной: и тотчас просимое будет получено. Главное: вера или сердечное зрение Господа и надежда получить от Него, как Всеблагого, все. Истинно! С опыта! Этим также учит Господь сознавать свою крайнюю нравственную немощь без Него, сокрушаться сердцем и быть в постоянно молитвенном расположении духа!»
http://magister.msk.ru/library/bible/comment/ioannkr/iokron1.htm см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/331198.html http://grgy.livejournal.com/342369.html http://grgy.livejournal.com/342929.html http://grgy.livejournal.com/343378.html