«Если кающийся и по обращении своем впадает в грех, то пусть прибегает опять к покаянию; оно разрешит греховные узы. Покаянию нет определенного времени, нет и предела его продолжению, потому что нет такого времени, которое бы не было годно для покаяния. Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобой беззаконий. <...> Совершенному слово мое, братия, покажется неуместным и чрезмерно снисходительным, но радует беседа моя бедного грешника и исполняет его упованием. Господь щедр, и дает всякому просящему. У тебя лукавое око, но не лукаво око у Господа. Разве не полный Он властелин над Своим богатством и над Своими сокровищами, чтобы давать их всякому неимущему и удовлетворять нужды его»
Преподобный Ефрем Сирин
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/sirin2/126.html Подумалось: да, хорошо здесь преподобный Ефрем подтрунил над «здоровыми», то есть считающими себя совершенными. Они, - во многом и заслуженно преуспев в постах, подвижничестве, бдениях, или в богословствованиях, и как бы уже не имеющих нужды в покаянии (Лук.15:7), - всё равно остались при главном своем (нашем) зле - гордыне, тщеславии и зависти. Поэтому, Господь и говорит нам, что для Него один кающийся «больной» дороже девяносто девяти «здоровых»: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7).
И еще Он говорит всем «здоровым»: разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Матф.20:15,16).
Да, нехорошо быть «совершенным» с лукавым оком…
см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/333551.html http://grgy.livejournal.com/333726.html http://grgy.livejournal.com/335258.html http://grgy.livejournal.com/375748.html