Смирение. Что же это такое? ч.1

Dec 24, 2013 09:18

«Один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений. Другой сказал: смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех. Иной говорил, что смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия. Иной говорил, что признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления, предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду. Иной говорил, что смирение есть познание благодати и милосердия Божия. Другой же говорил, что смирение есть чувство сокрушенной души и отречение от своей воли.
Все сие выслушав, и с великою точностию и вниманием рассмотрев и сообразив, не мог я слухом познать блаженное чувство смирения; и потому, будучи последним из всех как пес, собрав крупицы, падавшие со стола мудрых и блаженных мужей, т.е. слова их уст, определяя добродетель оную, говорю так: смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, т.е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Матф.11:29-30)»
Преподобный Иоанн Лествичник
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/937

Подумалось: да, умственным и чувственным образом из проповедей, из книг, от человеков и от Ангелов смирению не научишься и не поймешь, что же это такое. Только благодать Духа Святого, вселенная в верующего во Христа и в Его Евангелие («от вселения и осияния и действия», как говорит преп. Иоанн), может научить сверхъестественному смирению.
А подается благодать Божия исключительно по страху Божию от согрешений наших, по сокрушению и человеческому естественному смирению нашему, и упованию на Спасителя и на Его Слова в Благой Вести. Только сокрушенным и оставившим свои языческие труды и обременения  подается благодать. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28-30). И те, кто уже пришли и успокоились во Христе, узнаются по плодам повседневных дел своих. Как смирение Христово сверхъестественно, так и плоды дел у познавших такое смирение - сверхъестественны. И это есть повседневная «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22,23).
Да, как нам далеко еще до этого. Но, кто уже понял на своем личном опыте, что же такое есть смирение Христово, - тот уже на верном Пути (Иоан.14:6). И пусть он немного прошел по этому Пути, но уже прошел по силам своим! Ведь у каждого свои силы, у каждого свое количество талантов, даруемых Богом по покаянию, вере и святому Крещению (Матф.25:14-30). Главное - не закопать их плодами плоти (Гал.5:19-21). Ибо плоть наша - ветхий наш человек - пребывает с нами до самой смерти наших смертных тел.

см. ч.2; ч.3; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/338847.html
http://grgy.livejournal.com/339483.html
http://grgy.livejournal.com/339795.html
http://grgy.livejournal.com/351909.html

Думы во Христе, Преподобный Иоанн Лествичник

Previous post Next post
Up