Mar 17, 2010 10:02
Итак, зло, не существующее само по себе, есть произвольное противоестественное уклонение твари от естественного движения ко Творцу ради достижения сиюминутного плотского чувственного наслаждения.
А так как это произвольное движение первочеловека было противоестественно, то оно лишило человеческое естество (и всю видимую тварь) Божественной благодатной живительной силы, и, безусловно, сразу же после получения чувственного наслаждения привело к страданию.
Таким образом, отпав от благодати, и получив опыт чувственного наслаждения и страдания, человек начал, и до сих пор продолжает, всячески изыскивать плотские способы получения наслаждения, и избегания страдания, преумножая грехи, и всё дальше и дальше отходя от Бога.
Поэтому Бог, желающий спасения погибающего человека, дал возможность всем желающим спастись через Него.
«…Насколько человек радел о познании видимых [вещей] одним только чувством, настолько он укреплял в себе неведение Бога. Поскольку затягивал он узы этого неведения, постольку утверждался опытно в чувственном наслаждении познанными материальными [вещами]; пресыщаясь этим [насаждением], возжигал в себе любовную страсть рождающегося из него самолюбия, а заботливо соблюдая любовную страсть самолюбия, он измышлял многие способы к поддержанию наслаждения- этого настоящего порождения и цели самолюбия. А так как всякому злу присуще уничтожаться вместе с образующими его способами, то [человек], убеждаясь на самом опыте, что за всяким наслаждением следует страдание, к удовольствию имел всецелое устремление, а страдания всячески избегал, из всей силы борясь за первое и усердно побеждая второе…
… Отсюда-то многое и бесчисленное скопище страстей растлило собой житие человеческое. Отсюда многоплачевной стала жизнь наша, почитающая причины своего уничтожения и изыскивающая и приобретающая себе основания для тления. Отсюда единая природа разделилась на тысячи частей, и мы, хотя и принадлежим одному естеству, сами, подобно пресмыкающимся и зверям, стали добычей друг для друга. Ибо, соперничая [друг с другом] из самолюбия за наслаждения и стараясь по той же причине избежать страдания, мы измышляем бесчисленные роды пагубных страстей…»
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию.
Преподобный Максим Исповедник,
Думы во Христе