Красота или гнилость? ч.1

Dec 11, 2012 09:04



«Один брат спрошен был другим братом, который говорил: «Тревожат меня нечистые помыслы». И тот отвечал: «Святые старцы дозволяли некоторым попускать, чтобы помыслы входить внутрь них, а потом те вели с ними брань, но немощным предписывали вовсе не останавливаться на своих помыслах, чтобы от долговременного памятования страсть не соделалась неисцельной». Тогда брат сказал: «Что значит: попустить помыслу войти внутрь и вести с ним брань?» - «Послушай, - говорит другой, - когда враг наводит человеку срамную мысль и нечистые помыслы, тотчас представляет в уме его благообразную женщину или что-нибудь подобное сему обольстительное и растлевающее. Мысленно борющийся, видя это, не смущается такими помыслами, но мужественно противится им, ведя с ними сильную брань. Потом отверзает им вход и заключает их в себе. И когда (эти представления) войдут внутрь вместе с тем предметом, который хотят побороть, тогда брат говорит им: «Вот, перед вами тот самый предмет, ради которого тревожите меня каждый день, который представляете мечтательно в ум моем, и смущаете тем душу мою. Итак, хочу в точности дознать, какая в нем потребность». И повелевает, чтобы принесен ему был мысленный меч, и, взяв оный, вскрывает мысленно внутренности предмета, говоря: «Хочу узнать, что в нем найду: красоту или гнилость?» - И, вскрыв внутренности, находит там то, что всякому известно, и тем обнаруживается гнусность вожделения. Противники, видя, что одержана над ними победа, от страха приходят в волнение и усиливаются низложить помысел брата, чтобы, возмутив ум его другими помыслами, обратить в ничто настоящий подвиг. Они боятся, чтобы вполне не обнаружилось посрамление их. Противоборствующий брат говорит им: «Для чего хотите вместо одного преложить другое? Не позволю вам выйти, пока в точности не исследую всего, что касается до предмета: действительно ли достойно любви то, что хвалили вы». Тогда брат на три или на четыре дня запирает мыслимый труп во внутреннейшей храмине. И по прошествии того времени отверзает он храмину с намерением посмотреть на труп. И прежде, нежели взойдет во внутренность, встречает его нестерпимое зловоние; зажимая руками уста и нос, мановением очей указывает он враждебным помыслам, содейственникам греха, на конец дела. Потом говорит им: «Что скажете на это?» - Они же в стыде рассеиваются как дым в воздухе. И таким образом брат, при содействии благодати, становится выше страстей. И, исповедуясь Господу, говорит: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что не предал меня в руки врагов моих, но спас меня от сети ловцов. И благодать Твоя, Господи, просветила меня к уразумению сего, ибо не своей мудростью избавился я от сетей их»
Преподобный Ефрем Сирин
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/sirin1/229.html

Подумалось: да, вот действительно ценное пособие преподобного Ефрема для мучимых нечистыми помыслами и желающих покончить с ними. Блудные нечистые помыслы они и есть нечистые. А нечистые значит зловонные и гнилые. И никакой внешней красотой их не скроешь. Если только сам желаешь их скрыть, подпав под вожделение и возбуждая в себе эти нечистые помыслы. Лукавый только этого и ждет. А на самом деле обман это, суета и пустая трата времени.
Господь всем нашим падшим естеством показывает это нам. Только сам себя слепящий не видит этого. Или спящий в грезах сладострастия и вожделения в плену у лукавого. «Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:14-16).
см. ч.2; ч.3; ч.4:
http://grgy.livejournal.com/296058.html
http://grgy.livejournal.com/314307.html
http://grgy.livejournal.com/347550.html

Преподобный Ефрем Сирин, Думы во Христе

Previous post Next post
Up