Dec 02, 2009 12:31
В вопросоответах (№ XLVIII) к Фалассию преп. Максим Исповедник пишет:
«…Ибо Он соединил человека, таинственным образом устраняя Духом различие мужского и женского пола и делая логос естества (который [одинаков] и в мужчине, и в женщине) свободным от страстных свойств. Соединил Он и землю, изгнав различие чувственного рая и обитаемой земли. Соединил Он еще землю и небо, показав, что единое естество чувственных [вещей] тяготеет к самому себе. Также соединил Он чувственные и умопостигаемые [вещи], явив единое сущее естество тварей, сочетаемое воедино какой-то таинственной причиной. Наконец, Он соединил, в соответствии с превышеестественным логосом и способом, тварное естество с нетварным…»
Святой Максим говорит здесь о соединении человека и всего тварного во Христе, как о уже совершимся деле.
При этом, конечно же, не подразумевается это соединение как процесс, но как мгновенно совершившееся дело в момент воплощения Логоса Духом Святым по воле Отца.
Своим воплощением и вочеловечением Господь, как всемогущий Бог, мгновенно сделал то, что должен был сделать Адам, и, наверное, за немалое время.
Вот такая вот милость Его к нам и в нас ко всему творению!
А нам - всем человекам на земле - теперь предоставлено своею свободною волею и разумно войти через таинства Церкви в это Соединение (Тело) Христово, чтобы каждый из вошедших имел в этом Соединении всего тварного свое место в силу стяженной через дела веры благодати Духа Святого и в меру, отпущенную промыслом Бога.
Дух захватывает от радости и такой милости и любви к нам Христа Господа!
Преподобный Максим Исповедник,
Думы во Христе