По заказу
vittt.
Начиналась история Португалии с Португальского графства. Этих графств было два: первое, основанное господином Вимара Пересом (Vímara Peres) после завоевания Portucale (Porto) в 868 и ставшее частью королевства Галисии в 1071, после смерти графа Нуно Мендеса (Nuno Mendes) (оно всегда было автономной территорией в составе королевств Астурии\Леона\Галиции), по территории более или менее совпадало с теперешней Entre-Douro-e-Minho (междуречье Доуро-Миньо) - самый север теперешней Португалии. Второе, основанное в 1095 входило в феод короля Леона и Кастилии Афонсо VI (Afonso VI) и было предложено Генрику Бургундскому (Henrique de Borgonha), в обмен на помощь в реконкисте, к нему прилагалась рука королевской дочери, Терезы Леонской (Teresa de Leão). Это второе графство было значительно больше и включало в себя территорию прежнего (еще времен римлян) графства Коимбрского (condado de Coimbra), захваченного в 1091, части Trás-os-Montes и юга Галиции (диоцез Tui). Надо отметить, что Графство (Território Portucalense) всегда называлось Графством, в то время как его правители именовались то «граф» (Comite\conde), то Дюк (dux\duque) (не буду переводить это как герцог, обо смысл другой) или принц (Princep\Príncipe).
Процесс отвоевания Иберийского полуострова шел довольно медленно. Зародился он в небольших королевствах, которые росли с отвоеванием. Первое, королевство Астурия было разделено между сыновьями Афонсо III Астурийского по его кончине. Так появились королевства Леон и Кастилия, позже королевство Наварра и Арагон и королевство Галиция. Еще позже, Афонсо VI Леонский и Кастильский (сам себя он называл императором всея Испании), выдал свою дочь замуж за дона Генрика Бургундского (D. Henrique de Borgonha), ей в приданое дано было графство Португальское (o Condado Portucalense). Это графство, составляющее часть Леонского королевства, но имеющее определенную независимость, и стало основой будущего королевства Португалия. Дон Генрик управлял таким образом, чтобы получить полную автономию, и к его смерти в 1112 году графство было гораздо более независимым, чем изначально. Бразды правления приняла его вдова донна Тереза, пока его сын Афонсо Энрикеш (Afonso Henriques) был мал. Донна Тереза мыслила так же, как и ее муж: усилить португальские земли и получить полную независимость. В 1121 году она начала именовать себя королевой, что породило большое количество дипломатических конфликтов.
К четырнадцати годам (1125) юный Афонсо Энрикеш вырос в достойного кавалера. Этим воспользовалась португальская знать, которая была безразлична королеве-регенту, отдававшей предпочтение галисийцам. Борьба между Афонсо Энрикешем и его матерью продолжалась до 24 июня 1128 года и была окончена с битвой при Сао Мамеде (São Mamede), оно же Гимараеш (Guimarães). Таким образом донна Тереза была вынуждена покинуть землю, которой управляла 15 лет. А победивший дон Афонсо Энрикеш сказал, что теперь он независимый хозяин этой земли. Конечно, пришлось побороться с Афонсо VII Леонским и Кастильским (которого совсем не порадовала потеря португальских земель), и это при том, что мусульмане пока никуда не делись. В 1139, еще называясь графом Португальским, D. Afonso Henriques одержал победу в битве при Оурике (Ourique) над крупными силами мавров, после чего только провозгласил себя королем.
Таким образом, 1139 год считается годом основания королевства Португалии и его первой королевской династии. Но только 5 октября 1143 независимость Португалии была признана Афонсо VII Кастильским, было подписано Заморское соглашение и заключен мир.
Чтобы окончательно легализоваться, дон Афонсо Энрикеш (теперь Afonso I) основал множество монастырей и сделал большое пожертвование церкви. Поставил в известность папу Inocêncio II, что появилось еще королевство, принадлежащее святой католической церкви. В 1179 папа Alexandre III признал существование Португалии как независимой страны.
Пока бюрократия в Риме думала, что таки делать с новой страной, португальцы продолжали выбивать мавров из своей Лузитании. В 1142 была сделана первая попытка отвоевать Лиссабон (успешная была в 1147, о чем есть надпись на фонтане на площади Martim Moniz, но история этого идальго достойна быть рассказана отдельно).
Каким образом португальцы сумели сохранить независимость буду рассказывать постепенно. Это история долгая. Португальские монархи имели вредную привычку женится на испанских принцессах, а их сыновья - умирать бездетными. Соответственно столкновения происходили весьма регулярно. Испанцы были не прочь прибрать к рукам то, что само в них плывет, но когда у этого плавучего показывались зубы, вовремя задумывались, насколько оно им надо. To be continued...