Наверное, многие уже в курсе, что
космический стартап OneWeb объявил о банкротстве. Обещая покрыть всю планету дешевым интернетом, компания успела запустить 74 спутника из 600 планировавшихся, после чего не смогла договориться о финансировании проекта и в итоге не вписалась в рынок. Наглядно продемонстрировав всю хрупкость и эфемерность т.н "частной космонавтики", которая по мнению многих должна была стать эффективной заменой космонавтики государственной.
Усе, посоны. Прилетели. Рыночег так порешал.
Ну теперь стресс-тест современного мира наглядно показал всю хрупкость и эфемерность "экономики услуг" вообще. И лучшим примером этого стала судьба многочисленных стартапов, еще совсем недавно рекламируемых как "основы новой постиндустриальной экономики". Оказалось, что как только этот самый постиндустриал стремительно сдулся, практически сразу же посыпались и надутые им стратапы. В первую очередь - в их цитадели и альма-матер, Долине Кремния и Силикона.
Как стартапы в США умирают из-за коронавируса Десятки стартапов увольняют тысячи сотрудников, урезают затраты и даже полностью меняют бизнес-модели, пытаясь выжить в мире коронавируса. Кремниевая долина проходит через очень серьезные метаморфозы.
Статья большая, так что дам у себя только самое впечатляющее из нее. С комментариями. Остальное - читайте по ссылке, там много прекрасного и удивительного из жизни навсегда потерявшей свое величие Силиконовой долины.
..Инвесторы, кровь и кислород Кремниевой долины, куда-то испарились. Акции SoftBank, одного из главных "денежных мешков", за месяц с конца февраля упали почти в 2 раза, до $70 млрд. У многих других дела идут не лучше. Те IT-фирмы, которые находились только на начальном этапе и кому раньше приходилось рассчитывать на вливания, чтобы продолжать работу, падают быстрее, чем во время пузыря доткомов.
Что наглядно говорит о масштабах обвала.
Sherwood Partners, компания из Кремниевой долины, занимающаяся реструктуризацией, менеджментом и продажей "добра" от упавших стартапов, говорит, такого количества звонков они еще не слышали. Число обращений в 3-4 раза превышает предыдущие пики - например, которые были в 2008 году.
WanderJaunt, предлагающий краткосрочную аренду домов на западе США, только в сентябре поднял $15 млн. Теперь он увольняет треть своих сотрудников и останавливает все планы по расширению. Та же история с Lyric. Стартап, основанный в 2014 году, арендует квартиры и целые этажи, обновляет их и превращает в крутые гостиницы для бизнес-путешественников. В прошлом году он получил $160 млн инвестиций от Airbnb, RXR Realty и Tishman Speyer. Теперь - за аренду по-прежнему нужно платить, а клиентов нет вообще. Компания уходит из 10 городов и увольняет большую часть своих сотрудников. От перспективы нового "единорога" - к потенциальному банкроту всего за пару недель.
Что показывает, на какой предельно хлипкой основе работают все эти "единороги". Первый же стресс-тест стал для них смертельным.
Стартапы всегда были рискованным делом. Или быстро расти и стать известным, или кануть в Лету. Но пандемия коронавируса ускорила этот естественный отбор. По данным New York Times, в последние 2 недели более 50 стартапов в Долине сократили в сумме 6 тысяч сотрудников. Ещё несколько десятков - просто закрылись. Инвестиций нет и пока не предвидится. Планы по IPO тоже почти все остановлены: выходить на рынок при такой конъюнктуре желающих мало.
..Конечно, компании в некоторых отраслях - доставка, онлайн-обучение, видеозвонки, удаленная работа, игры, телемедицина - почти не пострадали. Некоторые, вроде Zoom, даже в несколько раз расширили свою базу пользователей (правда, пока что в основном бесплатных). Но на одну такую компанию приходятся десятки пострадавших. Не зря ещё 5 марта венчурный фонд Sequoia Capital, один из самых эффективных инвесторов в Кремниевой долине, предупредил стартапы, что COVID-19 будет "черным лебедем этой декады".
И переживут его не только лишь все. Мало кто может сделать это.
..Руководители стартапов, наверное, свою судьбу переживут. Как-минимум, какая-то финансовая подушка должна сохраниться. Да и оставшиеся ресурсы можно будет распродать. А вот рядовые сотрудники - слегка в другой ситуации. Особенно когда их увольняют тысячами, так что работу быстро не найти. И ладно бы хотя бы увольняли нормально…
Как вы, наверное, слышали, Bird недавно "отпустил" несколько сотен сотрудников через Zoom. Без топ-менеджмента, просто женским закадровым голосом на фоне слайдов. Люди узнали о звонке за час до конференции, и уже через 2 минуты видео узнали, что все они уволены. Раньше стартап по аренде электросамокатов оценивался в $2,8 млрд, теперь - он сократил уже 40% сотрудников с начала эпидемии, и это ещё не конец. По крайней мере, сотрудники получили месяц выходного пособия и три месяца медицинской страховки, чтобы попытаться успеть найти альтернативу.
Ничего личного, джаст бизнес. Пацаны, вы просто не вписались в рыночег.
Чтобы остаться на плаву, стартапы в США сейчас следуют одной стратегии. Снижать все траты, какие только возможно. Снижать стоимость своих продуктов. Попробовать договориться о снижении затрат на аренду и прочие вещи. И ещё требовать от государства выделить помощь самым страдающим бизнесам - фитнес-студиям, ресторанам, службам аренды жилья и другим сервисам, на которые они полагаются.
Вот только у государства на всех не хватит, а потому спасать оно будет в первую очередь Правильных Пацанов.
"Каждый может прийти к Успеху, создав свой стартап в гараже или вообще, в своем ноутбуке". Кажется, мы становимся свидетелями того, как эта, и ранее крайне спорная концепция, сегодня терпит полный и окончательных крах. Даже для ее самых преданных адептов, грезящих о всемогущей Невидимой Руке, расправившей плечи.