Письмо друзьям в Штаты (2 недели назад, а почему копирую сюда только сейчас - см в конце):
Марьяна, Пол, в субботу, 4-го февр, был с друзьями на Болотной, мы прошли весь марш по Якиманке от Октябрьской до Ударника, и там уже на Болотную. Народу было ОЧЕНЬ много. К сожалению, много коммунистов и националистов. Мы там с друзьями на какое-то время потеряли друг друга, и меня отнесло в толпе правее. Иду, думаю: вот, хорошие ребята, румяные, рослые, идут четко, не мешаются под ногами, флаги какие-то желтенькие, короче - славные ребята. Смотрят на меня так с симпатией. И вдруг эти славные ребята ка-а-ак грянут во все горло: Россия - для русских! Россия - для русских! Я думаю: Ну, попал! А выбраться-то оттуда непросто! И тут справа такой парень бородатый лет 40, выше меня на голову (а я сам-то не маленького роста) , смотрит на меня и говорит: Чего не скандируешь? Я говорю: Горло болит. И сразу думаю: Чего это я струсил? И сразу говорю: Вообще-то я наполовину еврей. Он говорит: А-а-а.., а кто у тебя еврей - отец или мать? Я говорю: Еврей у меня - мать. Он говорит: Ну так значит, ты - русский, главное - чтобы отец русским был! И снова ка-а-ак заорет: Россия - для русских! И снова мне: Ну, все равно ты молодец, брат, что идешь! Вот так я стал братом русского националиста.
Потом, улучив момент, переметнулся в другую колонну. Но - час от часу не легче. Там были анархисты - черно-красные флаги. Тоже славные ребята. А за нами шла огромная толпа коммунистов с красными знаменами, звездами, серпами-молотами и прочей херней. В общем, было понятно одно: если кто-то из этих славных ребят придет к власти - таких как я станут вешать просто на фонарных столбах.
Общегражданскую колонну (самую огромную) демократов, либералов, Партии народной свободы (Парнас) и Яблока мы нагнали уже на Болотной. И там мы с друзьями снова потерялись. Ходил-бродил я там среди разных людей... Разговоры вокруг - ну, полный тебе февраль 1917-го! Только-что из Маузеров в небо не палят! Но, кажется, еще чуть-чуть - и начнут. Так вот, ходил я, общался с народом, пока, наконец, не остановился передохнуть. Но всюду народ ходит толпами, и я залез с краю аллеи на большой сугроб, наверху которого было спокойнее. И оказался - вот те раз! - среди американских журналистов. Они уж совсем на себя не были похожи. Были в валенках или каких-то утепленных ботинках, в каких-то курточках, синие от холода (было минус 22, я впервые за несколько лет надел папину дубленку и свою идиотскую зимнюю шапку!). Короче, стоят эти бедные - прямо инженеры из Тулы, но уж никак не американцы! Один парень лет 40, оказался шефом московского бюро Голоса Америки, Джеймс Брук - короче, прямо там, стоя в сугробе, я что-то сказал ему в микрофон. Вот, читайте там внутри -
http://www.voanews.com/russian/news/Putin-protests-Moscow-138715594.html Была атмосфера рыночного столпотворения, только еще был снег и дикий холод. Бородатые розовощекие люди в тулупах (кажется, Союз русского народа или что-то такое) стояли рядом и смотрели на нас явно как на гадов-шпионов, которые встретились в гуще русского народа и хотят его смерти. В их добрых взглядах чувствовалось посконное отечественное гостеприимство - становилось ясно, что больше 10 минут разговаривать по-английски среди них нельзя. Они начали нас чего-то спрашивать. Во избежании перехода куртуазной дискуссии с людьми с плакатами "Отдайте власть русскому народу!" в более радикальную форму взаимодействия - а они сильно превосходили нас числом - мое интервью было коротким. (Сейчас добавлю к письму: мой любимый папа - дирижер Виталий Катаев - совершенно русский человек, изумительный, талантливый и мудрый, так что ни малейшей антипатии к русскому как таковому я никогда не испытываю и сам я по культуре совершенно русский.)
Смешно другое. В русском варианте репортажа Голоса говорится, что я обращался к людям с высоты снежного холма! А я, кроме краткого интервью, просто помог американцам понять пару речей, звучавших из огромных динамиков - до сцены было еще очень далеко, но пройти туда не было никакой возможности - все было запружено народом. Мне уже двое друзей звонили, говорят: Слышали тебя по Голосу! Ты там, что - с сугроба к народу обращался, как Ленин с броневика? Ты из Вашингтона случайно не в пломбированном вагоне приехал?
Знали бы они... Ну, Марьяна, Пол, надеюсь, вам было не скучно! )))
В ответ на это мое письмо Пол Грегори (Paul Roderick Gregory) захотел повесить его на своем сайте (он известный американский экономист и историк России, известен еще и тем, что давал показания по делу Ли Харви Освальда в 1963, из которых, насколько я понимаю, следовало, что тот вряд ли мог убить Кеннеди). Перевести на английский, хоть я и говорю почти свободно, было непросто - помогла Марьяна Яровская (Marianna Yarovskaya, режиссер из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка), и за сутки кол-во прочитавших этот текстик по-английски (американцев!!!) оказалось больше 1000, что, как я понимаю, нечасто даже для сайта Пола -
http://paulgregorysblog.blogspot.com/2012/02/vivid-and-amusing-eye-witness-account.html Люди там читают, волнуются, сопереживают! Поэтому, собственно, и решил скопировать сюда - вдруг кому-то и у нас будет любопытно!..
Теперь мне из Вашингтона шлют имейлы - просят статью написать.
Погулял по Болотной...