Идея налогов - при всей ее простоте, общепринятости и, казалось бы, очевидной разумности - есть идея чрезвычайно опасная.
Это идея из разряда "
давайте вызовем демона и заставим на нас работать".
Это надо иметь в виду: даже если мы приходим к выводу, допустим, что без налогов никак не обойтись, надо обязательно про опасность помнить и уметь, по крайней мере, минимизировать вред.
В чем эта опасность? Давайте сперва посмотрим на налоги так, как нас призывает смотреть на них власть и как на них, в общем, принято смотреть.
Вот как-то так.
То есть идея налогов в том, чтобы взять у граждан часть доходов и на эти деньги обеспечить - в интересах этих же самых граждан - выполнение общественно-важных задач. Армия, полиция, медицина, образование, пенсии, дороги, пособия... Эти задачи людям поодиночке не решить, на них со всей очевидностью нужно "скинуться" всем обществом.
Поэтому граждане, если и выдвигают государству претензии касательно налогов, то эти претензии касаются в основном неэффективности или коррупции при сборе и расходовании налогов. Но сама идея налогов сомнению, как правило, не подвергается.
Однако, все знают, что в идею налогов обязательной составной частью входит насилие (угроза насилия). Потому что налоги нельзя не платить. Все это знают, повторяю, и считают этот момент неизбежным злом - иначе ведь деньги на общие нужды не собрать. Сама проблема насилия при сборе налогов воспринимается как вопрос скорее технический (ну да, к злостным неплательщикам применяются меры принуждения, а как иначе-то).
В общем и целом, гражданину кажется, что налоги - это обмен части его личного дохода на государственные услуги. Или, чуть иначе можно выразить - обмен части дохода на комфорт и безопасность. Выглядит, согласитесь, разумно. Тем более, что обмен части дохода производится на те услуги, которые гражданин сам себе в частном порядке не обеспечит (та же армия как пример). В общем, идея налогов выглядит "хорошей сделкой".
Так вот, это представление не то, чтобы совсем неверно. Но оно описывает второстепенную суть сделки. Дело в том, что с позиции естественного права, всякий человек СВОБОДЕН. И насилие к нему может применяться лишь в том случае, если он совершил преступление против другого человека. Идея налогов отменяет этот принцип свободы. Идея налогов означает возникновение права на насилия над человеком вне вопросов возмездия за совершенное зло. Права на насилие над невиновными. Это - страшная идея. Человек становится подвластным, и начинает работать на других под угрозой насилия. То есть, становится рабом. Подчеркну - одно дело, когда власть распространяется на преступников, когда их делают (на срок тюремного заключения) рабами. Это не норма жизни, это - КАРА. Налоги же делают рабство всеобщей повинностью, лишают права на свободу и неприкосновенность весь народ.
Таким образом, налоги - это сделка по обмену свободы на комфорт и безопасность. Согласитесь, это совсем другое дело. Вы превращаетесь в подвластного раба, во имя вашей защиты от внешних врагов, получения пенсионного обеспечения в старости и иных благ. Вряд ли это можно назвать "хорошей сделкой". А уж превращение в раба ради защиты от внешних врагов - это и вовсе апофеоз абсурда. Лучше умереть от рук завоевателей, чем быть рабом у себя на родине.
Кроме того, надо понимать: сделка подобного рода опасна еще и тем, что перешедший в статус раба теряет возможность контролировать выполнение условий сделки. То есть, если вы продаете свою свободу в обмен на комфорт и безопасность, то став подвластным рабом, как вы заставите своего хозяина соблюдать условия сделки? Это априори невозможно.
Государство (власть) как бы говорит человеку: признай мою власть над собой, подчинись мне, и тогда я смогу собрать с тебя налоги и ты будешь жить в безопасности и комфорте.
Человек соглашается, и вдруг обнаруживает, что с безопасностью и комфортом как-то не задалось, зато у руководства государства появились стометровые яхты и миллиардные счета. Пылая пламенным гневом, он высказывает государству свое возмущение, но в ответ слышит:
- Заткнись, раб. Ты же продал свою свободу. Мы теперь имеем право на насилие над тобой. Мы твоя власть отныне. Так чего же ты ждешь? Чтобы мы стали твоими слугами? Чтобы мы, ВЛАСТИ - то есть владеющие тобой - стирали за тебя носки?! Нет, теперь ты будешь стирать наши носки, о бесправное ничтожество. А мы будем решать, что тебе можно и нельзя говорить, как ты будешь жить, сколько ты будешь нам платить, и на что мы потратим твои налоги.
Идея налогов сильно напоминает классический библейский сюжет о продаже первородства за чечевичную похлебку:
Трудно представить себе современного человека, который согласится стать рабом в обмен на обещание защиты и некоторых иных благ. Но именно это с ним и происходит, и он не возражает, потому что сделка совершается в неявной форме, в рамках привычного с детства положения вещей, которое он не способен и не привык анализировать по существу.
Я не уверен, что без налогов сегодня можно обойтись. Вопрос упирается, в конечном счете, в доступные технологии и в список угроз. Но стоит отдавать себе отчет, что и на что мы на самом деле меняем, какую цену мы платим и что получаем в результате. И тогда, даже соглашаясь с необходимостью налогов, мы будем воспринимать ситуацию цельно, понимать все риски, и сможем предпринять необходимые контрмеры.
Продолжение следует.