Как уже было сказано ранее в тексте
Триалектика, привычный нам Крест как символ не соответствует Богу (Троице). Но чему тогда он соответствует? Поговорим о символике Креста.
Вот два варианта христианских крестов:
Что они означают? Конечно, можно сказать так: оба варианта Креста обозначают римское орудие казни, на котором умер Христос. Первый вариант - упрощенный, второй более точно отображает происшедшее: верхняя перекладина обозначает табличку с надписью "Иисус Назорей Царь Иудейский", а нижняя - перекладинку-подставку под ноги казнимого.
Это разумеется так, но достаточно ли это объяснение? Объясняет ли оно хоть сколько-либо символизм Креста? Конечно же нет.
Ведь если Крест - всего лишь символ конкретного орудия казни, то в таком случае форма этого орудия - лишь историческая случайность. И тогда следует предположить, что орудие казни могло быть любым. И с не меньшей вероятностью мы бы сегодня в храмах поклонялись, скажем, символу топора, меча или виселицы.
Такое предположение, конечно же, неразумно. Распятие, как и вся миссия Христа - событие величайшей важности, и кроме того, оно имеет самое непосредственное отношение к Богу, и вообще к тому, что на очень образном языке Библии называется "небом". А там, на "небе", символизм в большом почете. Я совершенно уверен, и полагаю любой христианин со мной согласится - случайность формы Креста следует исключить.
А это означает, что первичен символизм Креста, а конкретное орудие казни, те конкретные куски дерева, они имели ту форму, которая требовалась. Требовалась из символических соображений. И значит, трактуя символизм Креста, мы должны забыть о кусках дерева и табличках - их символизм, хотя и несомненно имеет место (и о нем будет здесь сказано), вторичен. Первичен символизм линий, графического символа.
Что же, перейдем к графике.
Что такое вообще крест как символ, если не задумываться о христианском его значении?
Крест - это символ пересечения двух линий (и вообще пересечения как такового). Берем одну линию, и перечеркиваем ее другой. Лучший пример из обычной жизни - перекресток. Если вам потребуется обозначить некую точку символом пересечения (дорог, орбит, интересов, и тд и тп) - лучшим символом будет крестик:
+
Именно символом пересечения является Крест. И если мы посмотрим на самую простую форму Креста, то увидим именно это:
Что-то пересеклось с чем-то.
Я бы сказал так: Крест - это символ Вмешательства. Вмешательства в человеческую судьбу. "Траекторию" человечества здесь символизирует вертикальная линия, а горизонтальная - знак вмешательства Христа. Это простая и предельно наглядная символика. Намного более интересным и информативным является символ восьмиконечного Креста:
Что мы здесь видим? Первое вмешательство (нижняя перекладина) в судьбу человечества было негативным (линия идет вниз). Можно также трактовать эту линию как вмешательство Падших. Как бы, в своем падении линия (путь, судьба, траектория) Падших пересекает линию (путь, судьбу, траекторию) человечества.
Что интересно, это противоречит представлению о том, что люди созданы Падшими. Символика Креста говорит просто - человечество в той или иной форме существовало ДО первого (и негативного для него) вмешательства в его судьбу.
Что еще интересно - символика Креста отрицает вину человечества. Она указывает именно на вмешательство. Вспоминая апокрифы и Книгу Бытия (если читать то и другое незашоренными глазами), мы и там видим именно этот факт. Ни о какой вине там и близко речи нет - как здесь уже было неоднократно сказано, это позднейшие и довольно нелепые выдумки.
Вторая и основная перекладина - второе вмешательство (Первое пришествие Христа). Линия идет горизонтально, говоря как бы о "выравнивании", "нормализации" линии человечества. То есть, Жертва Христа восстанавливает то, что было нарушено при первом вмешательстве.
И наконец верхняя, третья перекладина - символизирует третье вмешательство, Второе пришествие Христа. Честно говоря, я немного удивлен ее горизонтальностью. Если бы я не знал заранее, какую форму имеет восьмиконечный Крест, я бы предположил либо наклон верхней перекладины:
Такой наклон символизировал бы духовный рост человечества и направленность его к "небесам" (сравните с нижней перекладиной).
Либо же, лучше всего, Т-образную верхнюю перекладину:
(Такая перекладина символизировала бы "встраивание" человечества в развитии в Проект Бога (Творение), в замысел Троицы в Духе, подробнее значение Т-образного Креста в посте Триалектика).
Горизонтальность верхней перекладины Креста говорит, соответственно, об одном из трех:
- я чего-то недопонимаю;
- форма Креста претерпела искажения по сравнению с первоначальным символизмом (скорее всего, верен этот вариант - см ниже)
- смысл ее надо понимать примерно так: "последнее третье вмешательство (Второе пришествие) окончательно нормализует линию развития человечества".
Теперь давайте посмотрим, как рассмотренный нами символизм может быть дополнен при взгляде на Распятие. То есть, на Крест с распятым на нем Христом:
Эта икона находится в числе первых в Яндекс-картинках по запросу "Распятие".
Первое, что хочется отметить - форма верхней перекладины. Как видите, на старых иконах еще можно видеть Т-образное навершие. Неплохое совпадение теории с практикой, верно? В то же время нижняя перекладина здесь почему-то горизонтальна.
Теперь посмотрите, как расположено тело Христа относительно элементов Креста:
1. Нижнюю перекладину Он как бы попирает ногами. Символизм понятен - Христос побеждает то, что было превнесено тогда, при первом вмешательстве. То, что исказило путь развития человечества.
2. Ко второй перекладине Он прибит руками. Это символизирует тот факт, что именно сейчас (в это пришествие) Христос совершает то дело, которое и является (символически) этой самой второй перекладиной. То есть, что второе вмешательство - именно сейчас и осуществляется Христом.
3. И наконец, третья перекладина находится выше положения Христа на Кресте - это говорит о том, что она символизирует будущее событие.
-----
ПС. Форма (точнее, наклон) нижней перекладины имеет существенное значение. Если верна горизонтальная форма (как на этой иконе), то смысл перекладины трактуется совершенно иначе: как первое вмешательство Бога, а не Падших. В таком случае нахождение ног Христа на перекладине означает не "попирание" ее, а "опирание" на нее. То есть: Христос опирается на первое вмешательство, находится сейчас (на Кресте) в момент второго, и обещает человечеству третье.
Первым вмешательством в этом случае должно быть какое-то из более ранних событий Священной истории. Возможно, это проповедь Иоанна, который "приготовил путь". Возможно, события более древние, на рол которых можно подобрать что-то из Ветхого завета (хотя мне не нравится эта трактовка).
(Кстати, то что Христос касается нижней перекладины, в данной трактовке можно рассматривать как недавность (прижизненность) первого вмешательства. Это делает более вероятным именно деяния Иоанна Крестителя, как первое вмешательство - ибо они, как известно, имели место при земной жизни Христа.
Обратите внимание, что третьей, верхней перекладины, Христос не касается. То есть как бы земной путь Христа простирается от первой до второй перекладины. Это, к слову, наводит на еще один вариант трактовки первого вмешательства - Вочеловечение (Зачатие Марией Христа). В этом случае, символика выглядит очень цельно - как три этапа действий Христа по вмешательству в судьбу человечества - Вочеловечение, проповедь и Распятие, Второе пришествие).
А вот если нижняя перекладина наклонена вправо, как на современных изображениях Креста - то это свидетельствует в пользу того, что первое изображенное вмешательство - это именно вмешательство Падших.