Прощание гречанки - 2

Jan 25, 2020 16:54

- У них простая религия
- В религии нет ничего простого
Ф.Херберт, "Дюна"

Тут еще есть такая тонкость... Она менее очевидна, но полагаю, очень существенна.
Видите ли, суть того, что людям говорит христианство, можно описать примерно так, если грубо:
- Ночь темна и полна ужасов. Но эта ночь - ваша жизнь смертного на Земле, так что ваша ночь очень краткая. Все, что от вас требуется - это ходить в храм и ставить свечки прожить ее правильно. Если вы это сделаете, вы будете жить вечно и в раю.

Что здесь важно? Важно удержать акцент на "ходить в храм и ставить свечки". Потому что если этого акцента не будет, то страшно возрастают риски. Ибо сказано: нет большей любви, как если кто положит жизнь за други своя. Помните, чем все кончилось для Харконеннов на Дюне?



Поэтому самозамкнутость, замкнутость на "верности Богу" и обрядах, прославление мучеников и святых (социально пассивных) вместо героев (социально активных) - не только естественный эффект, но и политика.

Поэтому тот же Чаплин не говорит, например, "перестаньте воровать", и тем более не говорит "давайте что-то уже сделаем с теми, кто ворует". А говорит - хоть бы случилась война, чтобы людишки в храмы приползли. Зачем приползли-то, если ставить свечки - не самоцель? А что самоцель? Озвучил бы, что ли. Если цель Церкви - преображение человека, то что конкретно из себя представляет преображенный человек? Как именно он должен поступать?
Вот это бы и озвучивал. Зачем промежуточный этап в виде простановки свечек в подсвечники, если тебе известен требуемый результат? Свечки все равно ничего не дают, может проще сразу огласить требуемый уровень поступков?

Ну, ведь здравый смысл подсказывает, что если человек поступает так, как следует поступать христианину, то он ничем не хуже такого же христианина. А даже лучше, потому что христианин так поступает по вере в необходимость поступков, из надежды на спасение, из мысли что Бог видит его поступки. А если кто-то то же самое делает из внутренней потребности, из собственного нравственного уровня, безотносительно надежд и религии - так это же много больше.

Однако, риски такого подхода к религии - для Харконеннов колоссальны. Отсюда и цели Церкви замкнуты на самой религии - больше храмов, больше прихожан, строже поститесь, старательнее молитесь. Не надо героев, мученики гораздо удобнее. Свободные Дюне не нужны.

Отсюда примат верности Богу. Отсюда парадоксы религиозного сознания, вроде бандитов, которые носят крест и дают деньги на храмы. Это кажущийся парадокс - человек верит, что грехи-то простятся, тем более что никакого кодекса поведения православного не существует, Бог всех принимает и грешнику рад более, чем праведнику. Главное - верность сюзерену:
- Грешил, Господи, прости меня! Всякое творил, прости меня! Но. Я был Тебе верен! Крест не снимал. В храм ходил редко - но ходил! Ты Седцеведец, ты знаешь, что я не лгу сейчас - если бы сказали мне "отрекись от Христа или умрешь", то я бы умер, не побоялся бы!

Вот психология религии сегодня.





- Удобненько. На Дюне нам было сложнее

Попрощаемся с гречанкой. Пышна, все тряпки золотые, но... любви в ней нет :) Девушки Свободных другие



религия

Previous post Next post
Up