Сегодняшняя речь президента России Владимира Путина на шестом Всемирном конгрессе российских соотечественников ожидалась мной с нетерпением. Буквально на днях Госдума приняла в первом чтении изменения к закону «О гражданстве», которые должны резко упростить процедуру получения российского паспорта. Упор в новой редакции сделан на том, что новые граждане России не обязаны отказываться от старого гражданства. Наоборот, они могут оставаться гражданами других стран и продолжать там жить.
То есть, если ранее Москва стремилась только привлекать к себе граждан постсоветских стран и тем самым улучшать демографическую ситуацию в стране, то теперь ее целью является гораздо более амбициозная программа.
«Русский мир» в 2000-х
Споры о том, что такое «русский мир» не прекращаются уже более 100 лет. Русские националисты видят развитие идеи в русификации населения самой России и сопредельных с нею стран. Тем самым главной целью они видят создание как можно более обширного национального государства, для которого остальной мир останется инородным телом, из которого при удобном случае можно будет вырвать и «проглотить» очередной кусок.
Совсем иначе сформулировал термин «русский мир» в 2006 году президент России Владимир Путин:
«Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание - «русский мир».
Патриарх Русской православной церкви Кирилл еще более «расширил» границы «русского мира», выйдя за пределы этнические, политические и языковые:
«А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь - это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы - мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ».
«Русский мир» - политическая платформа
Сегодня президент России в своем выступлении фактически повторил слова Патриарха Кирилла и даже несколько расширил границы «русского мира». Обращаясь к делегатам конгресса он в частности сказал:
«Вы представляете огромную общность российских соотечественников. Представляете один большой русский мир, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку. Он собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует эту духовную связь с нашей родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры и русской истории».
Итак, «русский мир», о котором сегодня говорит руководство России, это не понятие этническое, национальное или религиозное. Это понятие духовное, ментальное и ценностное. И это очень важно.
По сути, прав был в свое время британский историк Гартон-Эш, который первым разглядел в «русском мире» именно политическую платформу и предположил, что тот будет строиться по принципу мира «испанского», «французского» или «британского». Политическая концепция будет сродни нынешнему Британскому Содружеству Наций, или Европейского союза, но с русской спецификой.
Политические границы, как религиозные или языковые, не станут препятствием для единения десятков миллионов людей вокруг общих ценностей, общих интересов и как следствие общих стремлений. Именно этот фундамент станет основой создания новых интеграционных моделей не только для постсоветского пространства, но и для всех тех, кто будет готов присоединиться к нему в будущем (и в первую очередь славянских народов Европы).
Не «русским миром» единым живет сегодня Земля
Процессы глобализации в мире уже не остановить, а значит, его ждут большие геополитические трансформации. Вернее, они уже идут, и надо просто суметь увидеть их находясь в гуще событий. Сегодня уже не государства становятся центрами общностей, а идеи. Именно по этому принципу сегодня формируется (и не безуспешно) общность «Единая Европа». Они же заложены в основу идей неоосманизма и «шиитской дуги» Ближнего Востока и т.д. Подобную же концепцию «арабского мира» отстаивал в свое время лидер Ливии Муаммар Каддафи. И именно за это, все эти новые «миры» так не любили американские глобалисты, которые считали их все (и не без оснований) противниками, создаваемого ими Pax Americana или «Американского мира».
А отсюда выходит, что создаваемая Россией на базе русской культуры и ментальности общность «русский мир», это не «вызов всему остальному миру», как это хотят представить представители других «миров», а закономерное развитие и трансформация политических идей на постсоветском пространстве, идущая в ногу со временем.
И чтобы «русский мир» стал успешным проектом, его надо снабдить соответствующей идеологией, которая бы смогла не только сохранить фундамент нового образования, но и смогла привлечь в него как можно большее число заинтересованных участников. И это наиважнейшая задача, над которой нам всем предстоит работать еще не одно десятилетие.
Источник