Закон о национализации в Донецкой Республике. Закулисье

Jul 01, 2016 12:10



Несколько дней назад в ДНР принят закон о национализации имущества, принадлежащего государству Украина. По уже устоявшейся практике, принят по представлению главы Республики Захарченко и проголосован Народным советом сразу в двух чтениях. По логике вещей - должен быть опубликован на официальном сайте парламента. Но, опять же, по устоявшейся практике, не опубликован. О причинах и последствиях - специальный корреспондент Накануне.RU.


Прежде всего, не следует винить власти ДНР в отступлении от общепринятых демократических норм - все неожиданно, кулуарно, в тайне, без выступлений оппозиции и таскания друг друга за волосы, как это принято в Киеве. ДНР - это менее 20 тыс. кв.км по преимуществу городской агломерации. Менее 2 млн жителей. Приблизительно треть территории Донецкой области, сильно разрушенной в результате военных действий. Линия фронта проходит по окраинам городов и фактически позволяет войскам Киева обстреливать из РСЗО всю территорию Республики.

В этих условиях говорить о соблюдении норм демократического управления государством просто смешно. Кроме того, хронически не хватает управленцев и хозяйственников, в госаппарате страшный некомплект квалифицированных специалистов. Отрицательную роль играет и кулуарная борьба за власть, в результате которой по политическим причинам из органов управления изгоняются люди, хоть что-то знавшие и умевшие, а их места занимают вчерашние сотрудники личной охраны главы Республики.

Это не хорошо и не плохо - это данность. Республика находится в состоянии войны с намного более сильным врагом. Это на фоне других государств остатки Украины выглядят жалко и убого, а против даже не объединенных до сих пор Луганской и Донецкой Республик - это монстр.

Громада с полумиллионом штыков, тысячами артсистем, минометов, танков и бронемашин, систем залпового огня, вертолетов и самолетов. Ни для кого не секрет, что без помощи "северного ветра" и десятков тысяч добровольцев со всей Украины и России этих Республик сегодня бы не существовало.

Прекрасно это понимая, ДНР (да и ЛНР) фактически никакими демократическими нормами не озабочены. Как и любое государство, находящееся в состоянии войны. И, как любое государство, строящееся на обломках старого (с которым ведет войну), оно вынуждено в той или иной форме национализировать имущество, ранее принадлежавшее "покойному".



И тот факт, что государство Украина еще живо, не должен смущать - его институции третий год не действуют на территории Республик. И правящий в Киеве режим, кстати, сам виноват в происходящем. Еще прошлой весной, находясь в Донецке, автор этих строк обсуждал с теперь уже экс-главой Народного Совета Андреем Пургиным особенности национализации госсобственности Украины и украинских олигархов.

Будучи по гражданской специальности специалистом именно в области прав собственности, ценных бумаг и фондового рынка, автор предлагал ввод на предприятия временной администрации без формальной смены собственника. Это позволяло запускать стоявшую практически повсеместно промышленность, а вопросы владения отложить до лучших времен. Тем более, что есть наработанная практика смены собственности даже в рамках действующего украинского законодательства именно благодаря деятельности временной администрации.

К счастью или нет, но последовавшая сентябре прошлого года замена Пургина Пушилиным и политика Киева сделали подобный "мягкий" и законный вариант невозможным. Причем 90% вины лежит именно на Киеве, который постарался нанести Республикам максимальный материальный урон, обрезая не только выплаты пенсий и пособий живущим в Республиках, но и выводя все налоги работающих предприятий в сферу своего налогообложения.





Здесь Киев допустил традиционную для всех малограмотных политэкономов ошибку. Не имея базового образования и руководствуясь сиюминутными интересами и банальной жадностью, киевские "эффективные менеджеры" попытались дотянуться до каждой гривны на территории Республик. И, во многом, успешно - первый, самый тяжелый год, напоминал блокаду гитлеровцами Ленинграда. Особенно в январе-феврале 2014 года.

И пока люди и новорожденные государства учились выживать с помощью России (к этому мы еще вернемся), Киев собирал деньги и радовался. И много собирал. Фактически, по признанию главы оккупационной Донецкой военно-гражданской администрации Павла Жебривского, подконтрольная ДНР территория (треть области) давала более половины (55%) всех налогов и сборов, собираемых Киевом в области! Фактически, работающие в правовом поле Украины предприятия ДНР давали в карман своим врагам больше денег, чем две трети территории области, контролируемой Киевом! Аналогично обстояли дела и в Луганской Республике.



Без лекарств и продуктов, без пенсий и пособий, с разрушенной промышленностью, остатки которой приносили деньги врагу, Республики выживали исключительно за счет России. Нет, часть денег в виде зарплаты на работающих предприятиях людям доставалась. И власти более-менее легальными способами (скорее менее, чем более) тоже собирали с предприятий что-то вроде налогов, часто товаром или наличкой. Но эти схемы позволяли жить и обогащаться тысячам из нескольких миллионов - спасти Республики и жителей подобная практика "военного коммунизма" не могла. Спасла Россия. По информации из Донецка (ныне опровергаемой), 60% засекреченного бюджета Республики в 2015 году давала Москва.

Очень хорошо информированный бывший губернатор Донецкой области - миллиардер Сергей Тарута определяет цифру ежемесячных дотаций в гражданский бюджет Луганской и Донецкой Республик в $150 млн. Учитывая, что этот назначенный Порошенко губернатором миллиардер именно здесь сколотил себе состояние, его оценкам можно верить. Заметьте, речь идет о финансовой помощи именно в гражданском секторе - военный остается за скобками и, фактически, за пределами компетенции местных властей (хотя формально это, конечно, не так).

В результате сложилась ситуация, при которой подавляющее большинство статей гражданского бюджета Республик обеспечивала Россия. По наиболее реальным оценкам - 82% средств шло именно из России. В таких условиях финансовая политика Киева неизбежно должна была обратиться против самого Киева - Республики сегодня очень мало зависят от работы тех или иных предприятий в вопросах наполнения бюджета. Именно поэтому национализация была неизбежна.

И именно поэтому она, де-факто проводившаяся и ранее, де-юре будет вестись впредь не совсем гласно и выборочно. За прошедшее после отстранения Пургина (а заодно и коммунистов и всех, кто не в партиях Пушилина или Захарченко) от власти и чистки в парламенте время, власть получила необходимое монолитное единство, необходимое в условиях военной диктатуры. Пусть и неофициальной.

И теперь, имея пусть и до поры секретный, но действующий закон о национализации, ДНР прежде всего национализирует все предприятия (или доли в акционерном капитале), которые принадлежали государству Украина. Никаких сложностей с этим не будет. Затем, пользуясь принятым ранее санкционным списком, власти Республик смогут выборочно начать национализацию предприятий, принадлежащих украинским олигархам - тому же Ринату Ахметову. В первую очередь.



И здесь основным принципом работы будет "не навреди". В том смысле, что из правового поля Украины и налогообложения, уходящего в Киев, включая и военный (!) сбор, будут исключаться прежде всего те предприятия, которые могут выжить вне сложившихся производственно-экономических цепочек с остатками Украины. А так как процесс это долгий и многотрудный, спешить с ним никто не будет. Просто из месяца в месяц все меньше предприятий будут перечислять деньги в бюджет Киева. Вплоть до того, что власти Республик пойдут на закрытие части предприятий в тех случаях, когда смогут создать для потерявших работу людей новые рабочие места на других объектах.

Для того, чтобы лучше понять происходящее, стоит обратиться к оценке произошедшего противником (в условиях диктатуры сказанное в ДНР интереса не представляет - "все хорошо, прекрасная маркиза").

"Это не первая попытка руководителей республик "национализировать"...присвоить имущество. Это вызвано тем, что очень хочется украсть чужое. Главное в том заключается, что железная дорога, водоводы, линии электроснабжения и прочее эта квазивласть неспособна удерживать даже на стадии эксплуатации", - сообщил заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.

Совершенно верно - не первая. И не последняя. Вот только почему же "чужое"? У нас хоть и капитализм, но с "человеческим лицом". И разворованное в 90-х имущество вернуть народу (хотя бы и в лице ЛНР и ДНР) все лучше, чем позволять ахметовым, тарутам, коломойским и порошенкам и дальше набивать свои карманы и выводить деньги за рубеж.

Ну а утверждение о неспособности эксплуатировать такие объекты, как железная дорога, водоводы, линии электроснабжения et cetera, не выдерживает никакой критики. Мало того, что эти объекты эксплуатируются - их восстанавливают после жесточайших обстрелов войсками Киева, пытавшимися разрушить все, что оставалось на неподконтрольной им территории. К тому же эксплуатацией занимаются как раз жители региона, а вовсе не олигархи и чиновники из Киева. Тем более, уж что-что, а помощь квалифицированными гражданскими специалистами Россия в состоянии оказать.

Есть и иные аргументы. Например, экс-глава Донецкой военно-гражданской администрации Александр Кихтенко заявил: "Это просто невозможно. Разорвать металлургическую отрасль, машиностроительную, химическую. Они хотят приватизировать и "Укрзализныцю", как они думают, это может работать? "Укрзализныця" на отдельной маленькой территории. То есть это такой, знаете, пиар-популистический ход "ДНР", чтобы как-то повлиять на Украину, чтобы еще раз заявить о себе".

Говоря о влиянии на Киев, Кихтенко абсолютно прав. Это давление будет сводиться к требованию выполнять минские соглашения (о чем ниже) или смириться с неизбежностью. Что касается эксплуатации железной дороги, то она работала и будет работать. Просто переориентируется (и уже давно) на грузопотоки из России в Республики и обратно. С иными отраслями сложнее, но не критично. Те звенья, которые могут быть переориентированы на Россию, постепенно перестраиваются и будут работать по иным схемам.

Те же, которые переориентированы по тем или иным причинам быть не могут, просто прекратят свою работу. Или станут предметом торга между Республиками и Киевом. Не секрет, что некоторые критичные для ДНР марки углей добываются на подконтрольных Киеву предприятиях Ахметова. И наоборот, часть (и значительно большая), жизненно необходимая Киеву, производится в Республиках. Здесь будут реализованы иные схемы. Например, эта продукция и/или сырье будут проходить через российские фирмы-посредники.



Не секрет, что капиталистические формы ведения хозяйствования за сотни лет настолько поднаторели в обходе всех и всяческих ограничений в военное время, что обойти существующие на развалинах Украины - пара пустяков. Так что промышленность и экономика Республик будет восстанавливаться. Причем, именно в том виде, в котором это интересно России. Проще говоря, одни шахты (к примеру) будут затоплены из-за разрушения в результате обстрелов ВСУ, а другие - восстановлены в результате самоотверженной работы людей, помощи России и неустанной заботы руководителей Республик.

В вышесказанном нет и доли сарказма - это реальная жизнь без реверансов в сторону тех или иных чиновников. Мало того, выполнение закона о национализации поможет и в реализации минских соглашений. Хотя именно они как раз ставят крест на государственном строительстве ДНР и ЛНР.

Ведь выполнение Минска-2 означает вхождение этих территорий в состав некой единой Украины. Чего ни Киев, ни Донецк и Луганск категорически не хотят.

Первые понимают, что реализация Минска означает гибель киевского режима и провал американского плана по созданию на этой территории русофобского государства и проводника своих интересов. Никаких баз. Никакой армии бандеровцев. Никакой буферной зоны между ЕС и Россией. Именно поэтому киевский режим торпедирует Минск всеми силами. Тем более, что каждый его чиновник, от Порошенко до Яроша, прекрасно понимает, что дело может закончиться Трибуналом. И хорошо, если Гаагским, а не Народным.

В Донецке и Луганске выполнения Минска не желают просто из нормального чувства самосохранения любой государственной власти. Ну не могут люди, рисковавшие своей жизнью для того, чтобы взять власть и строить государство всеобщего благоденствия, одновременно добровольно предпринимать шаги, их личную власть ликвидирующие. Именно поэтому, кстати, Республики изначально создались пусть и крохотные, но отдельные. И до сих пор не объединились - лишь тратят силы, время и средства на бесконечный процесс согласований, который когда-нибудь приведет к их слиянию. Если, конечно, Минск не помешает.

А пока "большие дяди" из "нормандской четверки" и прочие государственные мужи решают, как разыграть в дальнейшем украинскую карту, нужен ли и в какой форме Минск-2 и что, собственно, делать с территорией бывшей Украины (в том числе с ДНР и ЛНР), руководство Республик последовательно, ошибаясь и обжигаясь, строит свою государственность. И построит, нравится это кому-либо или нет.

Другой вопрос: "Надолго ли?"

http://www.nakanune.ru/articles/111849/

ДНР

Previous post Next post
Up