(no subject)

Jul 21, 2015 19:59

Тут вот народ вспомнил о картине Айвазовского "Раздача продовольствия". Это не фотошоп, как возмущенно воскликнула было патриотическая общественность. В 1892-м году фотошопа еще не существовало. А голод - вполне себе. Так что картина действительно посвящена американской гуманитарной кампании в помощь голодающей России.



Я не очень люблю Николая II, но главного не отнять - вруном он не был, и сделать вид, что никакой помощи не было, не смог: "Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия».

Да и вообще. Только недавно искала для одной милой дамы, поклонницы Романовых, пассаж о временной японской жене в мемуарах великого кнейзе Александра Михайловича, двоюродного брата Николая II. (Я не злодей, но ее сиропные представления о добродетельности царской фамилии вызвали у меня необоримое желание немного их подпортить. Не удалось: "Оболгала европейская закулиса, царь ненастоящий".)

По ходу дела наткнулась на рассуждения Александра Михайловича, отправившегося в Соединенные Штаты "благодарить за оказанную ими минувшим летом во время недорода на юго-востоке России продовольственную помощь". Редкий по нынешним временам коктейль: Европа плохая, Америка хорошая и образец для подражания. А счастье было так близко, так возможно, граждане пассажиры.

"Я думал о моем деде, дяде и двоюродном брате. Они управляли страной, которая была больше этой новой страны, наталкиваясь на те же самые проблемы, как громадное население Америки, заключающее в себе сколько десятков национальностей и вероисповеданий колоссальные расстояния между промышленными центрами и районами земледелия, требовавшие железнодорожных линий большого протяжения. Трудности, стоявшие перед американским правительством, были не меньше наших, но наш актив был больше. Россия имела золото, медь, уголь, железо; ее почва, если бы удалось поднять урожайность русской земли, могла бы прокормить весь мир. Чего же не хватало России? Почему мы не могли следовать американскому примеру? Нам не было решительно никакого дела до Европы и нам не было никакого основания подражать нациям, которые были вынуждены к тем или иным методам управления в силу своей бедности.
Европа! Европа! - это вечное стремление идти в ногу с Европой задерживало наше национальное развитие Бог знает на сколько лет.
Здесь, в расстоянии четырех тысяч миль от европейских петушиных боев, взору наблюдателя являлся живой пример возможностей страны в условиях, сходных с российскими. Нам следовало вложить только немного боле здравого смысла в нашу политику...
И тут же, в те несколько минут, пока длилась моя прогулка в этот вечер, в голове моей созрел широчайший план американизации России".
Previous post Next post
Up