В двух словах: Лувр устраивает платные курсы на разнообразные темы, вот
тут текущий список, я сходил на
клинопись, 5 занятий по 2 часа, 40 евро.
1 занятие. Пошли в залы музея. Очень повезло, что занятия в среду вечером - залы ближнего востока закрыты, их открыли для нашей группы, и никого больше там не было. Группа - человек 15: 4 молодых человека моего возраста, один дедушка, пара молоденьких девушек и предпенсионного вида тётушки. Ведущая - обаятельная, энергичная тётушка лет 40.
Само занятие довольно скучное, поскольку историю я уже читал в книгах, а в каждом зале провёл минимум по часу.
2 занятие я пропустил - Италия. Люди учились месить глину. Её ведущая нарезает стальной проволокой из большого «кирпича», нужно лишь размять и придать необходимую форму. Разминают глину для того, чтобы вывести воду из поверхностного слоя. Я не совсем понимаю, куда эта вода выходит (на руки? и тут же обратно?), но если не мять, при высыхании табличка потрескается. Форма придаётся раскатыванием комка по столу. Можно скалкой, как тесто, можно руками. Табличка не тоньше нескольких сантиметров, иначе слишком хрупкая получится.
Затем, похоже, они делали calculi - шарики из глины, которые помещают в глиняный же полый шар, опечатываемый со всех сторон. Весь этот механизм служит для подсчёта, например, баранов в стаде. Весной их пересчитывают, соответствующее количество шариков кладут в сосуд, осенью шар разбивают и сверяют количество.
Мне в качестве компенсации за пропущенное удовольствие разрешили побаловаться с цилиндрическими печатями.
3 занятие. Замесили глину и сели копировать счётную табличку на шумерском.
Выдали нам словарик, попросили дома перевести. Вот тут я отсортировал по возрастанию сложности:
sila4
ягнёнок
ganam4
овца
uz
коза
maš
козлёнок
mi aš kär = zeh
козочка
udu
баран
Это едва ли не единственный символ, у которого никогда не было пиктографической формы. Т.е. во времена, когда коз, коров и пастухов ещё рисовали, баранов уже просто отмечали крестиками.
kuš
шкура
nika
самец
Символ "самка" (точнее просто "женское" - первый слева в "козочке". Происхождение становится очевидным, если вспомнить, что исходные пиктограммы были развёрнуты на 90° против часовой стрелки.
гос. служащий, мясник
dub
табличка
tur
маленький
ka ninda = kú
кушать
Классический пример из всех учебников формирования идеограмм. Разворачиваем на 90° и видим голову ("человек") и поднесённую ко рту чашу ("еда").
nigin
отгораживать, собирать
šu a gi4 a
вручить лично (в руки)
enkug
имя собственное
ta
из (чего-то)
bar dul5
покрытый шерстью
an5
глагол "есть" единственного числа
am5
глагол "есть" множественного числа
a
Этот символ в словарике был, почему-то, без перевода.
e
Аналогично.
4 занятие. Послушали небольшую лекцию со слайдами, проверили перевод и сели копировать шумерскую надпись «принца Гудеа». Принц знаменит своими статуями, которые составляют, на мой взгляд, процентов 80 всех статуй отдела. К вопросу о скромности.
К слову, понять, где верх, где низ у таблички очень просто. Из того, что все писцы были правшами, следует, что клинышки должны быть ориентированы (от толстого конца к тонкому) слева направо и сверху вниз. За редкими исключениями, естественно. Как при этом читать текст (слева направо или справа налево), совершенно непонятно. Нужно либо просто знать язык, либо предполагать, исходя из эпохи (хотя тот же кодекс Хаммурапи написан "под старину" справа налево, когда все уже давно писали слева направо), либо внимательнее проследить за расположением символов в табличке. Например, текст становится мельче к концу таблички (писец осознал, что "не помещается"). Или кодекс Хаммурапи: все строчки выровнены справа, левый конец - где придётся. Очевидно, что писали справа налево.
Языки тоже можно со временем научиться отличать.
Для быстро пишущих выдали бонус: шумерская же табличка «гвоздя основания» храма. Я о них писал уже где-то тут.
Поклеточный перевод (каждая колонка читается сверху вниз, колонки слева направо) примерно таков:
Нанне (nanna)
своему господину (lugal a ni)
Ур Намму (ur nammu)
король Ура (lugal uri5ki ma ke4)
его храм (é a ni)
построил (mu na dù)
на границе Ура (bàd uri5ki ma)
построил (mu na dù)
Самый первый символ (солнышко) - признак божества.
Первый символ во второй и четвёртой клеточке - "король" (тот же "человек", что и в "есть", но не с чашей у рта, а с короной на голове).
5 занятие. Быстренько скопировали ассирийское приветствие/благословение.
Здравия (lu ú šul mu)
тебе (a na mul hi ka)
в добром здравия боги (ilâni a na šul ma ni)
хранят тебя (lissuru ru ma)
Пошли опять в музей. Зашли в зал статуй принца Гудеа, задание - найти скопированную нами надпись. Провозились минут 15, «нашёл, нашёл!» Вся группа бросается к кричащему, ведущая рассматривает символ за символом, первые 20-30 совпадают, затем идут другие. Логично, формула стандартная «Я, принц Гудеа, построил на этом месте невломенный храм во имя бога (нужное вписать)» Правильную надпись так и не нашли. Будете в Лувре - поищите.
Анекдот: ведущая присматривается в плохо освещённой надписи, ругает попутно освещение музея (а попробуйте придумать систему, которая хорошо освещает всё и не слепит никого при любом положении солнца), я ищу, как бы ей посветить. Подсветки iPaq явно не хватает. Вспоминаю «Пятый элемент», нахожу сильный луч, пускаю от него зайчика. «Спасибо, кто это сделал?» - «Aziz, light!»