Норадуз тоже совсем недалеко от Севана, и посетить его рекомендуем обязательно.
Это самое больше кладбище старинных хачкаров (9-15 вв.). Место, оставившее одно из сильнейших впечатлений от Армении.
Бабушки выпасают овец среди хачкаров.
Местный дедушка подошёл и предложил свои услуги экскурсовода. Саша последовал за ним. Дедушка рассказал легенду, по которой во время очередного нашествия монголо-татар сотни хачкаров обрядили в солдат. Увидев такое несметное полчище, враги позорно ретировались, не стали атаковать деревню.
Старик уверенно читал едва заметные надписи на древнеармянском, с грехом пополам переводил их на русский, иногда сбиваясь на английский. "Могила голова деревня, здесь похоронен вся деревня big manager". Когда подходила Элина, старик переходил на современный армянский, и до меня (G) доходил уже двойной перевод.
По преданию, маленькая часовня на фотографии выше позволила спасти целую деревню: по договору со старейшиной, монголо-татары пообещали сохранить жизнь всем, кто поместится в неё. Вошла вся деревня: из часовни вёл подземный ход. И когда главный монголо-татарин, поражённый, зашёл в часовню, он увидел лишь молящегося старейшину, "объяснившего", что все превратились в голубей и улетели на небо.
- Хачкары членов семьи, - говорил старик, - ставят всегда в один ряд. Вот тут похоронена большая семья.
Он даже называл их фамилию и говорил, кто когда был чего королём... Когда руки дойдут до видео, может, вспомнятся детали.
Этим камням, покрытым ржавчиной мха, 6-12 столетий.
Тем временем я (N) закорешилась с детьми, которые подошли, немного робея, заговорили со мной, и, пока я ходила по кладбищу в поисках ракурсов (очень солнечно, сильные контрасты...), несколько раз подбегали и трогательно преподносили мне цветы.
Девочка по имени Ани (справа на фото) говорила по-русски заметно лучше других (отличница, наверное :) Напомнила мне (N) себя, когда я примерно в таком же возрасте познакомилась и общалась по-французски во дворе с бельгийцами, приехавшими к родственникам в соседний подъезд).
В конце к девочкам присоединились прагматичные мальчики, которые спросили что-то меня (G) по-армянски. Я переспросил у Ани, та долго переругивалась с мальчиками и, наконец, выдала:
- Вартан спрашивает, не дадите ли Вы ему немножечко денег.
- Вартан, зачем тебе деньги?
- Мороженого купить хочу.
Вот совсем простой хачкар - камень с двумя крестами, напоминающими снежинки.
Рядом - современное кладбище.
Чайки с Севана облюбовали каждая свой памятник.
Эта бабушка подошла, улыбалась, порывалась поговорить, но совсем не говорила по-русски, а Элина куда-то запропастилась. Пришлось, извинившись и пожелав ей всего хорошего, откланяться.
Это только второй день...
Остальные заметки об Армении