Музей шахты Blegny-Mine

Dec 04, 2019 14:20

Весной ездили вместе с wildest-honey (Полиной и Лёшей) в Бельгию, в музей шахт. Во Франции музеи шахт тоже есть (около Лилля или Ленса просто тепло на душе от родных терриконов), но лично меня в кои-то веки интересовал «оригинал», то есть, чтобы пускали в настоящий забой настойщей шахты. А во Франции мы нашли только посещение «копии» шахты, воссозданного для музейных нужд пространства, повторяющего настоящую шахту.

Перед спуском в шахту сходили в музей. Лампа прямо как из моего детства (на самом деле это Германия, 1950-е года). Почему-то крутится слово «карбидка», хотя так, кажется, называли те лампочки, которые на каске шахтёра. А такие мы приспосабливали под плоские батарейки, я с такой лампой читал под одеялом. Пока глаза не сломал не понял, что корпус лампы там вообще лишний, можно просто притянуть лампочку резинкой к батарейке и прижимать / отжимать второй контакт пальцем, как выключатель.




Склад аккумуляторов (фигура справа - манекен). Аналогично, мы такие в детстве разбирали (типичный brut force - разбор электроприборов без применения отвёрток, только при помощи кирпичей), а затем плавили находившийся там свинец (аккуратные решётчатые пластинки) на костре, чтобы отлить из него что-нибудь «полезное». В идеале всем хотелось солдатика, но мозгов на это не хватало (мы даже пытались делать оттиски с пласмассовых солдатиков на земле), поэтому в основном получались «капли» и «кляксы» :-)



Слева - весы для индивидуальных воздушных фильтров. Пишут, что эти фильтры перегоняли CO (токсичный) в CO2 (безопасный). Но фильтры работали только если они сухие - поэтому перед каждым выходом на шахту / возвратом из шахты фильтры взвешивают: если их вес отличается от эталонного (см. брусок справа на весах), значит герметичность фильтра нарушена, и он идёт на помойку.
Справа - распределение угля по планете. Родную Украину упомянули, но название правильно написать не получилось. Как минимум по-французски - второй язык фламандский. Экскурсии тоже были на разных языках, поэтому мы с ребятами попали в разные группы (мы по-голландски понимаем примерно так же, как они по-французски).




Просто красивые куски угля со следами тех, из кого этот уголь сделался:




Угольный кирпич для паровой машины (паровоз или пароход) и какие-то «камушки» из сжатой угольной пыли:




Бурый уголь (лигнит) и кокс - я сразу же вспоминаю донецкое объявление про «уголь в ассортименте» :-)




Протокол для переговоров ударами. Только базовые сигналы, конечно же: стоп, вперёд, назад, повторите не понял, шухер валим. Справа - более продвинутый вариант, когда есть хотя бы провод. Это généphone, он работает без электричества (пишут, что это принципиально - чтобы случайная искра не взорвала потенциально присутствующий газ), используя энергию голоса говорящего (при этом вибрация переводится, конечно же, в электрический сигнал, и именно он передаётся по проводу, так что логику с искрой лично я не понял). Трубка, куда кричать, называется по-французски «hurleur» - родной брат русского «матюгальника».




Не совсем понятно, что делающая на шахте стиральная машинка, подписано было только, как она работает. Что же тут непонятного, когда у нас дома сломаласть стиральная машинка, починить её как-то долго не получалось, а купить новую не получалось ещё дольше, и мы с папой носили постельное бельё в городскую прачечную. Стиральные машины оттуда я не помню (зато прекрасно помню их запах...), а вот отжим с валиками помню прекрасно. Только у нас отжим был в разы больше, конечно же. А ещё был примерно так же устроенный «утюг», когда ты просовываешь простыню или пододеяльник между двумя огромными валиками, прокручиваешь их - и простыня вылезает уже сухая и выглаженная! С аккуратно проутюженными складками, потому что засунуть её без складок нереально...
Я очень хорошо могу датировать эту историю, потому что по дороге на прачечную висели афиши с рекламой вышедшего в 1984 году фильма «Когда сдают тормоза». Мы подошли к перекрёстку, на нём как обычно не работал светофор, и мы выжидали, когда можно будет перейти дорогу. Папа высмотрел вроде как безопасный момент: папа, а что если сдадут тормоза? - попытался пошутить я. - Тогда мы сдадим эту машину в металлолом! - ответил папа, и мне эта шутка показалась настолько смешной, что я помню весь этот момент до сих пор. Удивительная, конечно, вещь, наша память...



Локомотив на сжатом воздухе (я видел такое в Бохуме, но там не смог понять, зачем оно надо, а тут хоть подписано) и вагон для шахтёров (на фотографии не видно, но он реально очень маленький - мы не догадались поставить кого-то рядом для масштаба):




Слева - упряжь для спуска лошади в шахту. Нас, к счастью, спускали более гуманным лифтом (двухэтажным!). Но общее ощущение от шахты примерно как от этой упряжи (в общем-то, в детстве было примерно такое же): если есть возможность не попасть туда, то лучше не попадать. Ну или туристом.




Спустились на 30 метров, горизонтальный коридор - не только для перемещения, но и для вентиляции. Показали разные механизмы (для меня все они «отбойный молоток», но смысл и названия были разные), от каждого из них шумно как в аду. Экскурсовод предлагал представить себе типичный рабочий день, когда все эти механизмы включаются не по нескольку секунд и по очереди, а все вместе и всё время.



Наглядное руководство для измерения длины руками - вот буквально так же, как в Древнем Египте.



Потом нас спустили на следующий коридор - ещё 30 метров вниз. Цивильная лесенка слева - это уже новодел для туристов. Шахтёры спускались либо сразу на лифте, либо по разрезу на фотографии справа (обратите внимание на отвес для того, чтобы была видна вертикаль). Разрез (пласт?) - это слой угля между слоями пустой породы. Собственно, задача шахтёра в том, чтобы выколупать оттуда уголь, и при этом чтобы самого шахтёра не защемило в этом бутерброде.




Возвращались на лифте. Показали ещё (достаточно огромные) структуры по сортировке и погрузке угля. Но что-то похожее мы уже видели в карьере на месте старого вулкана во Франции.


ja, belgium, musée rare

Previous post Next post
Up