Venezia - Damien Hirst - Palazzo Grassi

Jul 17, 2018 09:20

Я уже говорил о  лучшем путеводителе в мире - а вот это была несомненно «лучшая выставка». Не знаю, как насчёт всей моей жизни, но лучшая выставка 2017 года - однозначно. Ещё на vaporetto я подслушал разговор трёх французов: один не мог поверить, что выставка, которую они только что посмотрели - это не настоящая археология, а современное искусство. Нет, понятно, конечно, что что-то там доделали художники, но не может же быть, чтобы вот так вот грандиозно, всё с нуля. А две тётушки его убеждали, что нет, может-может.

Итак, Palazzo Grassi, под завязочку заполненный Дэмьеном Хёрстом:



Легенда такова. В 2008 году у восточного побережья Африки нашли затонувший корабль, и он был буквально набит произведениями искусства. Хозяин корабля - Циф Амотан II, по некоторым источникам Аулус Калидиус Амотан - был разбогатевшим рабом из Антиохии, жившим на стыке I и II веков нашей эры. Он разбогател, да так, что задумал составить коллекцию искусства со всего мира. До нас дошли легенды о том как он скупал / воровал / захватывал / обменивал сокровища, а затем погрузил всё на свой корабль «Апистос» (на греческом диалекте - «Невероятный») и утонул. Долгое время эти легенды никто не воспринимал всерьёз, но вот нашли, откопали, подняли, офигели. 10 лет копали, и вот теперь, дамы и господа, мы рады вам представить бла-бла-бла-бла...

Целая витрина золотых монет. С пространным описанием на стене - когда появились монеты, почему в Китае на монетах квадратные дырки (представление о квадратной земле), как появились профили королей (до Александра Македонского монеты были только с богами), как делали подделки из меди, покрытой золотом (но на корабле все монеты настоящие!):



Ещё одна витрина других вариантов денег. И снова очень правдоподобный (да что там, скорее всего настоящий) текст о том, как с древности расплачивались ракушками, и что до недавних пор в Нигерии ходили такие деньги (sasmok буквально в прошлом году делала мастерскую на эту тему в австрийском лагере - всё знакомое, всё настоящее, всё правдоподобное). Верхним рядом идут фигуры из кремния, причём достаточно потёртые - видимо, пишут кураторы, ими пользовались в качестве орудий труда:



Не до конца очищенный от морских гадов бюст того самого раба - внимательный посетитель говорит себе, что где-то он уже видел этого человека. Справа же - удивительная статуя красного мрамора, и, глядя на наполовину обнажившийся череп, тоже сложно отделаться от ощущения déjà vu...




Прекрасный Гермафродит с кратким содержанием Овидия на табличке - и откровенно современная поза, сравнить с Гермафродитом из Лувра:



Некоторые предметы на выставке выставлены практически в том виде, в котором они были найдены на дне Индийского океана - с кораллами, ракушками и пр. Поэтому рядом - осторожно! не перепутайте! - стоят современные копии, чтобы было понятно, как будет выглядеть оригинал, когда его основательно почистят:




Воительница на медведе:



Кали, сражающаяся с гидрой:



Два Гаруды (или это не Гаруды?):



Кающийся грешник (хммм...):



Отдельный зал с черепом единорога. Рядом - фотографии, как его доставали из-под воды. Фотографии не вяжутся с легендой о корабле - но выглядят более чем правдоподобно. Ну не будут же такую хреновину засовывать под воду только для того, чтобы сфотографировать?




Череп поменьше, зато с сохранившимся рогом единорога. Тот факт, что до нас дошёл не изолированный объект, а несколько черепов, да ещё и разного размера, однозначно говорит о развитости культа единорога. Рог при этом выглядит совершенно так же, как тот, что я видел в парижском музее средневековья!




Трёхглавый пёс с документом на трёх языках, включая египетские иероглифы - найди его до розетского камня, в его виде бы продавали сувенирку в British Museum:



Надпись с левого бока датируется 1600 годом до нашей эры, Цербера там зовут «Кубаруи». Текст по-коптски был добавлен уже ближе к 200 году до нашей эры, когда иероглифы постепенно стали выходить из употребления, пса там зовут «Нимастама». Про греческий текст не пишут ничего:




Андромеда и морское чудовище. Снова откровенно кинематографическая поза, да ещё и акула - то ли из «Челюстей», то ли из начала творческой карьеры самого Хёрста. Отсылка скорее к современному искусству, потому что гады, подбирающиеся к принцессе по скале справа (практически надувные пляжные крабики) однозначно цитируют Джеффа Кунса с его надувными шариками-собачками:



Ещё парочка античных статуй: раз и два:




Совсем уже что попало...




Богиня Кати-Иштар - первое имя богиня, похоже, позаимствовала у подружки Хёрста Katie Keight. Внешность, впрочем, тоже:



Непонятно, каким образом относящиеся к «Невероятному» витрины с вариациями на тему денег. Разные формы денег, разные материалы, разные культуры. Вон та спираль носилась как серебряный браслет. Конкретно этот экземпляр из африканского племени Игбо, но форма настолько очевидная (удобно и носить, и отрезать нужное количество), что подобные спирали встречаются и Месопотамии. А вот кресты на нижней полке - это медные слитки, тоже использовавшиеся в качестве денег на территории современного Бенина:



Серпы на верхней полке - это достаточно современные (XVIII-XIX века) предметы, сделанные как раз из тех медных слитков Бенина: в качестве денег они перестали использоваться, и бенинцы начали относить их к кузнецам, на перековку во что-нибудь полезное. При этом, пишут, зачастую эти перекованные серпы так и не использовались в сельском хозяйстве - возможно, они сохранили функцию денег и в своей новой форме. Кошельки с нижней полки - это уже Конго, тоже XIX век. Изначально они предназначались для сбора трав, но постепенно обросли рюшками и колокольчиками, обретя свою собственную ценность:



А это снова с корабля. Слева - железные предметы культуры Нок (современная Нигерия), VI век до нашей эры. Это тоже своего рода деньги, кураторы подробно рассказывают мифологию Нок, сравнивающую ковку железа с созданием человека богом Огун. Справа - племена банту. Второй слева «кинжал» - подарок семье жениха от семьи невесты. Раньше считалось, что это часть приданного, но современная антропология склоняется к тому, что это откуп в случае скоропостижной смерти девушки - семья невесты в этом случае как бы признаёт за собой долг перед семьёй жениха:




Яйцеголовая богиня Тадухеба (экскурсовод утверждала, что это лицо Сьенны Миллер, и очень удивилась, что никто из нас не был в теме) - известно, пишут кураторы, что аналогичная деформация черепа была у Эхнатона (я от себя замечу - придуманные кураторы придумали эту историю, мы не знаем причин эстетической революции при Эхнатоне). Возможно это связано с египетским мифом о сотворении мира из яйца, снесённого гигантской птицей?
Справа - целый бюст Нептуна из афганской ляпис-лазури - материала не только красивого, но и (с точки зрения древних римлян) крайне полезного при эпилепсии:




Гигантская ракушка (здесь наша экскурсовод сказала, что она бы к таким ракушкам ставила ограничение 18+):



Бюст неопознанного фараона (версия, что это Аменемхет III нуждается в подтверждении) - обратите внимание на пирсинг левой груди:



А вот макет того самого корабля. С расставленными в трюмах уменьшенными копиями найденных шедевров. Рядом мультимедиа: подвижный экран с увеличенной реальностью - можно навести на любой фрагмент макета и увидеть подробное описание каждого экспоната:



Моя любимая египетская богиня, Хатхор (опять же, в таком виде она мне нравится существенно больше). Пишут, что это не только богиня любви, женской сексуальности и плодородия (в этом она коллега греческой Афродиты), но также защитница добытчиков бирюзы (по-французски turquoise: французская этимология очевидна, а русская - от персидского «фирузэ» - «камень счастья»), пёрышками из которой украшена статуя:



Малахитовая голова Медузы:



От выставки ощущаешь такой вот brut force на свою голову. На тебя вывалили кучу «фактов», но вот и вот что изо всего этого правда? Хатхор - она точно была коллегой Афродиты? Удивительно, как вот этот мощный напор гона (где они берут такую траву?!) может даже в заранее подготовленном зрителе нарушить грань между правдой и неправдой. Ведь я же знаю, что всё это - выдумка Хёрста. Всё сделано в прошлом году, исключительно для этой выставки. Никаких единорогов нет. Но при этом какую-то «настоящую» информацию (вроде вон тех денег из Конго) я проглотил, и даже в какой-то момент сошлюсь как на настоящую. Не проверял, это правда, но ведь я же это в музее видел!

( продолжение)

art moderne, venezia, thebest

Previous post Next post
Up