Друзья проводили на апрельских каникулах два лагеря. Первый -
kolobok66, я туда поехал вместе с Натанкиным. По сравнению с нашими лагерями, больше всяческого рукоделия. Наш мальчик запал на швейную машинку (папа, там можно выбирать рисунок шва!). Вернувшись, устроили ему дома пару вечеров со швейной машинкой, они с Анютой сшили мешочки «для сокровищ».
Сшили в итоге прекрасную, набитую ватой сову. На следующей фотографии мальчик серьёзно подходит к выбору пуговиц для глаз:
Отличная идея (надо будет позаимствовать для наших лагерей в этом же месте) - разбивать детей на разные группы по возрастам, и устраивать им организованные вылазки «на море». На самом деле даже не важно, куда именно их выводить, просто выгуливать.
Здесь Натанкин идёт с девочкой Настей (кажется...) - они настолько классно генерили на ходу свой воображаемый мир, что я специально забежал вперёд и слушал, оторваться не мог:
Наш попал в старшую группу, половина которой усиленно самовыражалась отрицанием всего, что говорят взрослые. Увидели на берегу дохлую рыбу? Взрослые просят отойти? Ну конечно же надо поковыряться в этой рыбе!
Я попытался понять, почему именно мы пытались запретить детям ковыряться в ней - просто так давить авторитетом (я так сказал! а ты заткнись и делай, как я сказал) не хотелось.
* Зараза? - Откуда ей там взяться? Рыба свежая, пару часов назад счастливо плавала себе в море.
* На будущее (вдруг опять увидят рыбу, но старую, потенциально с паразитами)? - Да. Но это я бы так и объяснял. Насколько они способны слышать это (рыба!)? Сам превентивный подход (они не способны понять, где опасность, а где нет) предполагает, что они маленькие и глупенькие.
* Эстетическое неприятие? - Настолько ли я уверен, что я имею право навязывать свои предпочтения детям, да ещё и категоричным тоном?
Одним словом, я посоветовал не трогать её руками (а им и так не сильно хотелось), но руки всё же помыть (краткая лекция о паразитах). Так мы же её не трогаем! - Но вы же трогаете камни, которые трогали рыбу :-)
Радостная новость, совпавшая с лагерем - мальчик зачитал «для себя», в своё удовольствие. До сих пор только с нашей подачи, только «через страничку» (одну я - одну он). На фотографии он читает первого «Гарри Поттера». Надо сказать, что к этому времени он его наизусть выучил - один раз прочитали «вместе», один раз фильм посмотрели и раз 20 он прослушал аудиокнигу.
Kindle оказался не очень приспособленным для такого чтения. Ему интересно именно полистать, найти любимое место (либо как Гарри покупает школьные принадлежности, либо матч Квиддича - «страшные» моменты он и в аудиокниге до сих пор проматывает). В итоге в мае стрельнули у
remka бумажные книжки, а пару дней назад Тося привезла уже «нашу» бумажную версию. Пока только второй том, и мальчик уже на предпоследней главе. Собирается с силами, она самая страшная.
«Колобок» в итоге оказался очень близким к нам по устройству и по принципам. Все родители так или иначе участвуют в организации. Тему заявили «славянские праздники / культура» (как раз на масленицу приходилось), я выбрал «славянские письменности». Единственное отличие от «нашего» подхода - у них мастерские именно для детей, взрослые туда почему-то не ходят. Это не вопрос принципа, лично я с удовольствием ходил и слушал других, просто почему-то вот исторически не сложилось. А я приготовил лекцию не только для детей, но и для взрослых. Ну, на ходу перекроил. Рассказывал про глаголицу. Пока готовился, сам много чего узнал. В двух словах:
* Глаголицу придумали те же самые Кирилл и Мефодий, что придумали кириллицу. А вот кириллицу они как раз не придумывали, её придумали ученики Кирилла. Судя по всему, глаголица - это была первая версия письменности, которая никому не понравилась, и которую через несколько лет переделали на кириллицу. Основной труд, конечно же, - это выделение фонем, составление списка букв. Он был проделан для глаголицы. А отрисовку (подбор шрифта) можно было менять сколько угодно, эта задача попроще.
* Славянские языки, оказывается, до XIII века не разделялись. То есть, глаголицу делали не для «русского» или там «болгарского», а для «общего славянского» языка.
* Кирилла на самом деле звали Константин, а Мефодия - Михаилом. Они были братьями. Константин был дипломатом, именно он представлял христианство хазарам на сходе, так прекрасно описанном Павичем в «Хахарском словаре». Михаил же - священник, принял имя «Мефодий» при принятии сана. Константин тоже принял имя «Кирилла», когда приехал к брату в монастырь и стал монахом. Но к тому времени он был уже смертельно болен, и проносил это имя меньше двух месяцев.
* Создав славянскую письменность, Кирилл и Мефодий перевели на славянский библию. За что их немедленно вызвали в Рим и обвинили в ереси. Оказывается, Библию полагалось писать и читать только на трёх языках, присутствовавших на Кресте Господнем - латынь, еврейский и греческий. Я не совсем понимаю, откуда в Иудее взялся греческий в качестве официального языка, ну да ладно. Отмазались они удивительным образом - они предложили папе римскому мощи Святого Клемента, который они нашли в Херсонесе (наш президент всё-таки не только
ерунду по телевизору рассказывает). Всё, вопрос снят, славянский язык официально включён в список разрешённых для литургии. До смерти папы римского, следующий же папа начал пересматривать решение, и т.д. и т.п.
На правой стенке я развесил иллюстрации - марки и монеты с изображениями Кирилла и Мефодия. К сожалению, среди присутствовавших не было ни филателистов, ни нумизматов...
Любимое место нашего мальчика. На нём, кстати, сшитая моими руками рубаха! Ну, как «моими»... Я вот эту полосочку посередине и на рукавах нашёл и заметал. А пристрочил не я. И саму рубаху не я шил...
«Большую игру» сделали на Масленницу - поводили хороводы, расставили станции и послали детей зарабатывать на них «деньги», которые тут же можно было потратить в «лавке». Мы с Сашей стояли на станции «залезь на дерево». Станция динамически подстраивалась под уровень участников - нужно было достать развешенные на стволе ниточки, и ниточки волшебным образом оказывались именно там, куда ещё мог долезть каждый ребёнок.
Рядом сделали станцию на сообразительность - построй пирамиду из ящиков. Дети сначала долго пытаются забросить последний ящик так, чтобы тот встал на попа. И только потом начинают думать. Ставят внизу два последних ящика один на другой, и поднимают их уже вместе. Аж приятно было наблюдать, как у них мозги скрипели :-)
А потом разожгли костёр. Сына, хочешь прыгнуть? - Нет!!!
Я, конечно же, не настаиваю, но через пару минут сам мальчик спрашивает: Папа, а зачем они прыгают? - Ну, как тебе сказать... Старая такая традиция, детки взрослеют, борются со страхом. И в какой-то момент хотят доказать всем, что они его побороли - прыгают через костёр.
Мальчик как-то напрягся всеми мышцами, собрался в комочек. А потом встал, разбежался, закричал, зажмурился - и перепрыгнул. У меня просто слёзы из глаз полились...
На фотографии уже раз десятый, наверное - во вкус вошёл, по кругу начал бегать.
Инна сделала ещё и спектакль по Фиксикам (нелицензионный! :-Р) - мальчик был Фаером, я - Папусом.
Самое сложное было собрать после спектакля реквизит :-)