Были мы там ещё в декабре прошлого года, сразу после
поездки в Руан :-) Поехали, конечно, в Орлеан, а оттуда уже заскочили и в Châteauneuf-sur-Loire.
В Орлеане - разгар рождественских ярмарок. Видели прекрасный подарок на новый год. Головоломка, пока не решишь - не выпьешь (ну, предположим такой сферический французский дом, в котором подаренная бутылка - единственная):
В Шатонёф - не помню уже, как мы на него вообще вышли - оказался прекрасный
речной музей. Википедия пишет, что в музее (5-й музей по посещаемости в департаменте) примерно по 30-40 посетителей в день. Мы дали 10% от дневного потока :-)
Очень много интересных макетов, хороших, подробных объяснений. Вот это, например, барка для сплава угля (по-французски называется sapine, потому как из сосны = sapin). Лодка одноразовая - внизу по течению её разбирали и продавали на дрова. Так выходило дешевле и быстрее, чем нанимать бурлаков для подъёма барки вверх по течению.
Меня тогда поразила такая стратегия, но потом я прочитал
Золото бунта Алексея Иванова, где описывалась в точности такая же схема для сплава уральского железа по реке Чусовой. И что существовали разные мастера, и барки у них стоили по-разному, несмотря на то, что всё равно на слом пойдут - у лодки хорошего мастера больше вероятность доплыть, довезти груз и экипаж.
Пишут, что корабли связывали караванами, и что паруса выставляли по убыванию их размера, «чтобы максимально использовать силу ветра» - я не совсем понимаю, в чём разница? Предположим, ветер идеально экранируется парусом - конечно, поставленный сзади большой парус сделает бесполезными все остальные паруса. Но если большой парус поставить первым - его точно так же (частично) закроют маленькие паруса, снизив его эффективность. То есть, грубо говоря, суммарная мощность остаётся той же, меняется лишь распределение её по длине каравана. Правильно?
И, наверное, логично было бы поставить максимальную мощность в голову каравана (из тех же соображений, почему машины в основном переднеприводные), чтобы задние барки не толкали передние, а наоборот, передние тянули задние - так устойчивость каравана должна быть выше.
А на этой тарелке видна речная разметка. Как сегодня размечают фарватер красными и зелёными буйками, так раньше отмечали его границы шестами (их видно на синем фоне реки в левой части тарелки). Причём, пишут, разметка была отличной с разных сторон - ближе к левому берегу верхушки шестов были сломаны, тогда как ближе к правому берегу шесты стояли ровными. На тарелке все шесты с изломанными верхушками, мастер решил не заморачиваться:
Сундучок для личных вещей моряка. По крышке надпись: «ce quasset appartient à Pierre Fl(e)uri FPM» - этот сундучок принадлежит Пьеру Флёри. FPM, судя по всему, - аббревиатура от fait par moi = сделано мною.
Прекрасный кувшин с резным горлышком. Если использовать его, как привычный кувшин, вся жидкость (ну ладно, не будем притворяться - вино. мы же на Луаре!) выльется. Правильно пить из отверстия на верхнем краю кувшина - только из одного, остальные декоративные. При этом просто так пить не получится - в ручке (по которой должно подниматься высасываемое вино) есть незаметная дырка, которую нужно закрыть пальцем. Я так и представляю старых моряков, потешающихся над «салагой» - даже вина пить не умеет, а туда же, в моряки подался!
Так называемая
испанская колода карт для игры в
Aluette. Я почитал правила - принцип как у многих других игр: ходить по очереди, брать взятки. Кардинальное отличие этой игры от остальных - у неё есть свой, кодифицированный язык мимики, при помощи которой можно описывать партнёру (играется два на два) свои карты или просить его походить с той или иной карты. Можно пытаться сделать это в тайне от других игроков, можно подсматривать за их мимикой, ну и так далее.
Корову (это двойка кубков) выложили наверх, т.к. это одна из особых карт в игре, для неё жест, очевидно, - сложить губы как у коровы (
faire la moue). Везде успевают коровы! Пора уже делать отдельный таг «коровы» для моего ЖЖ :-)