Ещё одна книга Мишеля Пастуро, на этот раз - о
тимпанах романских соборов.
Обожаю этого автора! Начинает книгу с определения предмета повествования. В ходе определения слова «романский» (roman) вскользь рассказывает о другом смысле французского слова roman - «роман». В XII веке это было прилагательное, означающее «не латинский», применительно к языку. А затем стало существительным, обозначающим любое литературное произведение на этом языке. Ну а потом уже - «роман» в привычном смысле.
Но, пишет Пастуро, нас интересует не этот смысл слова roman, а тот, что появился в 1820-х годах как противопоставление «готике».
И дальше он с таким кайфом разбирает детали тимпанов девяти церквей, что мне аж захотелось
пометить их на карте, чтобы как-нибудь съездить, посмотреть на это вживую.
Глава про каждую церковь начинается с рассказа её истории. Монастырская церковь
Sainte-Foy, например, в IX веке называлась совсем по-другому, а нынешнее название приняла после того, как один из её монахов украл в другом монастыре мощи
Святой Фе. Монах. Украл из другого монастыря. Мощи святой.
В рассказе об этой же церкви автор пишет, что скульпторам платили существенно меньше денег, чем раскрашивавшим скульптуры художникам - ведь именно художники «оживляли» скульптуры красками, а в большинстве случаев и делали возможной идентификацию персонажей.
В Autun на барельефе чёрт пытается мухлевать при взвешивании души, давит на «грешную» чашу весов. Дабы восстановить справедливость архангел Михаил давит на «праведную» чашу весов. Тем самым точно так же жульничая, как и чёрт. И никого это не смущает, ведь можно и нужно жульничать для восстановления высшей (только нам известной) справедливости. Вот вам и грабли выборов 1996 года.
Этот барельеф сохранился чудесным образом - в 1766 году его вид сочли варварским и замазали штукатуркой (варвары!). Голова Христа слишком выпирала, поэтому её аккуратно срезали и спрятали. Таким образом этот барельеф пережил Революцию.
Один в один история про сгоревшие библиотеки с глиняными табличками, благодаря которым дошли до наших времён многие древние документы (обгоревшую глину нельзя было повторно использовать).
Церковь в Vézelay прекрасна. Я до сих пор корю себя за не купленную когда-то книгу об этой церкви, где на каждой странице была крупная фотография детали оформления и сопроводительный текст. Стоила она какие-то копейки на распродаже, я долго листал её и пытался понять, буду я её читать, или она ляжет грудой хлама в нашем доме. Потом пытался даже найти эту книгу, но без точного названия это, конечно, нереально, про Везеле книг выпущено - не счесть.
Вот, например, пигмей (из числа подлежащих крещению народов), залезающий на лошадь при помощи лестницы:
А вот легендарные люди с большими ушами (я, конечно, тут же Кира Булычёва вспомнил. и очевидного Баудолино):
Это - волхвы армянские и ассирийские. Опознаются по головным уборам и прекрасной обуви:
На соборе Арля есть скульптура
Святого Стефана (вот как, оказывается, переводится Saint Etienne!):
Согласно легенде, побиваемый камнями, он молился, чтобы Иисус принял его душу. Именно этот момент и изображён на скульптуре - душа (голенький мальчик) отрывается от бренного тела (вылетает изо рта), её уже подхватили ангелы и сопровождают к Христу. Евреи с камнями особенно прекрасны.
Отличная легенда об основании монастыря
Святого Эгидия (а вот как переводится Saint Gilles!). Отшельник жил вдалеке от людей, приручённая лань приносила ему каждый день еду. Однажды за ланью погнался охотник, выпустил стрелу, но отшельник сумел остановить её. Чем настолько впечатлил охотника (оказавшегося местным сеньором), что тот тут же решил построить монастырь.
Эгидий лично отправился в Рим свидетельствовать о чуде. Папа Римский, конечно же, чудо принял, и даже подарил прекрасные резные двери для будущего монастыря. К сожалению, двери были настолько тяжёлыми, что и думать было невозможно, чтобы привезти их назад во Францию. Эгидий бросает двери в Тибр, те уплывают в море, доплывают до Марселя, поднимаются вверх против течения Роны, и прибывают на место строительства монастыря одновременно с Эгидием.
На церквях часто изображают знаки зодиака - я никогда не задумывался, что такое «стрелец». Похоже, что это «кентавр с луком».
А пока копался в Википедии в поисках подтверждения, наткнулся на 13-е созвездие зодиака,
Змееносец - век живи, век учись!
Узнал женский род от «сфинкса» - сфинга (по-французски sphinge).