Giorgio de Chirico в MAM Paris

May 07, 2015 09:25

Зашли как-то в парижский музей современного искусства, а там один зал чуть ли не целиком отдели совершенно до того дня незнакомому мне художнику*, который тут же стал моим открытием года :-) Нужно срочно идти в библиотеку, читать про него. Судя по краткому тексту в музее, выставленные картины - это его поздние (1960-1970-е) цитаты его же ранних (1920-1930-е) сюрреалистических картин - всё, что мы любим, и сюрреализм, и постмодерн. И чувство юмора, похоже, на месте.

«Возвращение Одиссея» (Il Ritorno di Ulisse). Просто кайф! Одиссей - уже не человек, а античная статуя. Но дом у него - это уютный диван и синяя шторка (русский художник на этом месте нарисовал бы ковёр). Относительно правильная перспектива стен - и совершенно «современная», переломанная перспектива античного храма слева, про паркет я вообще молчу. Любовь с первого взгляда!




«Площадь Италии при заходящем Солнце» (Piazza d’Italia con sole spento):




«Голова загадочного животного» (Testa di animale misterioso):




«Возвращение Гебдомероса» (Ritorno d’Ebdomeros) - картина 1969 года, явно отсылает к роману «Гебдомерос», написанному тем же де Кирико в 1929 году, в 1999 году его начали переводить на русский в Митином журнале (удивительное время было, аж жаль, что я тогда совершенно этими вещами не интересовался):




«Античная идиллия» (Idillio antico) и «Рука Зевса и девять Муз» (La Mano de Giove e le nove Muse):





А это относительно старая картина (1943), переходный период. «Натюрморт на сельском фоне» (Natura morta nel paesaggio campestre):




Были ещё скульптуры - их очень сложно фотографировать, чтобы хотя бы что-то передать. Я снял только эту, «Колониальные манекены» (Manichini coloniali) - она была почему-то «без даты». Удивительно, обычно хотя бы примерно период указывают, когда точная дата неизвестна...




*В Париже у музеев часто настолько огромные коллекции, что выставлена едва десятая часть из самого-самого. Поэтому регулярно просто не узнаёшь музей, даже если там был недавно. Особенно Centre Pompidou и MAM - там вообще зачастую нет ни одного знакомого с прошлого посещения экспоната.
С одной стороны, приятно - можно ходить в один и тот же музей, как будто у тебя в городе их десяток разных. С другой стороны, ощущение неэффективности, да плюс имперской централизации - на эту коллекцию да открыть бы 10 музеев по всей стране.
Я регулярно на эту тему думаю, с удовольствием отмечаю движение в этом направлении (CRAM, Louvre Lens, Pompidou Metz, копии гротов - да мало ли!), но всё равно, всякий раз, когда прихожу в «новый» музей, чувства смешанные...

art moderne, mam paris

Previous post Next post
Up