Зашли как-то в парижский музей современного искусства, а там один зал чуть ли не целиком отдели совершенно до того дня незнакомому мне
художнику*, который тут же стал моим открытием года :-) Нужно срочно идти в библиотеку, читать про него. Судя по краткому тексту в музее, выставленные картины - это его поздние (1960-1970-е) цитаты его же ранних (1920-1930-е) сюрреалистических картин - всё, что мы любим, и сюрреализм, и постмодерн. И чувство юмора, похоже, на месте.
«Возвращение Одиссея» (Il Ritorno di Ulisse). Просто кайф! Одиссей - уже не человек, а античная статуя. Но дом у него - это уютный диван и синяя шторка (русский художник на этом месте нарисовал бы ковёр). Относительно правильная перспектива стен - и совершенно «современная», переломанная перспектива античного храма слева, про паркет я вообще молчу. Любовь с первого взгляда!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-RV1IXgc1jHk/VUUc1MZL5II/AAAAAAAAUdU/PrX9wxJihdg/s800/P4046125.JPG)
«Площадь Италии при заходящем Солнце» (Piazza d’Italia con sole spento):
![](https://lh3.googleusercontent.com/-ZHK4Q8KbJSE/VUUdACB_wxI/AAAAAAAAUeU/-5JU2yleg3A/s800/P4046136.JPG)
«Голова загадочного животного» (Testa di animale misterioso):
![](https://lh3.googleusercontent.com/-qNctYg8Veo0/VUUdBqLBQaI/AAAAAAAAUec/HnqbFnE3MFE/s800/P4046138.JPG)
«Возвращение Гебдомероса» (Ritorno d’Ebdomeros) - картина 1969 года, явно отсылает к роману «Гебдомерос», написанному тем же де Кирико в 1929 году, в 1999 году его
начали переводить на русский в
Митином журнале (удивительное время было, аж жаль, что я тогда совершенно этими вещами не интересовался):
![](https://lh3.googleusercontent.com/-o8vXu8MHdi0/VUUdC9AoLdI/AAAAAAAAUek/Zh4wew4C5QM/s800/P4046140.JPG)
«Античная идиллия» (Idillio antico) и «Рука Зевса и девять Муз» (La Mano de Giove e le nove Muse):
![](https://lh3.googleusercontent.com/-cIcX7tWJ3Vo/VUUcz8qCsbI/AAAAAAAAUdM/xk-DtEYPTSs/s640/P4046123.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-RkmQSX8QZyM/VUUc2TQvgqI/AAAAAAAAUdc/9_wS1C7iLA4/s640/P4046127.JPG)
А это относительно старая картина (1943), переходный период. «Натюрморт на сельском фоне» (Natura morta nel paesaggio campestre):
![](https://lh3.googleusercontent.com/-wCIhfMtJVyQ/VUUdFNo2T7I/AAAAAAAAUe0/oImov3aX4O4/s800/P4046148.JPG)
Были ещё скульптуры - их очень сложно фотографировать, чтобы хотя бы что-то передать. Я снял только эту, «Колониальные манекены» (Manichini coloniali) - она была почему-то «без даты». Удивительно, обычно хотя бы примерно период указывают, когда точная дата неизвестна...
![](https://lh3.googleusercontent.com/-stbvdP2IPwk/VUUdD9adacI/AAAAAAAAUes/a3XYujvnhTU/s640/P4046145.JPG)
*В Париже у музеев часто настолько огромные коллекции, что выставлена едва десятая часть из самого-самого. Поэтому регулярно просто не узнаёшь музей, даже если там был недавно. Особенно Centre Pompidou и MAM - там вообще зачастую нет ни одного знакомого с прошлого посещения экспоната.
С одной стороны, приятно - можно ходить в один и тот же музей, как будто у тебя в городе их десяток разных. С другой стороны, ощущение неэффективности, да плюс имперской централизации - на эту коллекцию да открыть бы 10 музеев по всей стране.
Я регулярно на эту тему думаю, с удовольствием отмечаю движение в этом направлении (CRAM, Louvre Lens, Pompidou Metz, копии гротов - да мало ли!), но всё равно, всякий раз, когда прихожу в «новый» музей, чувства смешанные...