К поясам мы доделали себе римские туники (мальчик очень смешно путался в этом слове, в конце концов сошлись на форме «тунюк» - явное французское влияние вперемешку с нашим родовым именем). И поехали в
Vaison-la-Romaine - судя по Википедии, мы увидели лишь малую часть города, но и её хватило на целый день.
(почитал про город - надо возвращаться! там есть
фестиваль супа!)
Сначала прошлись по развалинам римского города (во Франции, конечно, не заморачиваются с переводом табличек, все же прекрасно понимают по-французски, даже специальную терминологию, правда?), потом зашли в музей. Дети к тому времени уже изрядно разыгрались, и мне было реально страшно, что они развалят какую-нибудь часовню:
Я трусливо тут же схватил мальчика в охапку и попытался увлечь его чем-то более спокойным - витрина с римскими монетами, игра «найди Цезаря»:
Мальчик так проникся, что на выходе затребовал себе парочку монет на память.
У Натанкина, кстати, появилась страсть к коллекционированию всяких монеток. В основном это разнообразные
туристические жетоны по 2€ (их продают во всех туристических местах, от Нотр-Дама до Диснейленда), но принимаются и другие похожие объекты. Мне как-то показалось, что это гораздо безобиднее стандартного «давай купим хоть чего-нибудь, раз уж мы зашли в этот музей», которое кончается всегда переговорами, что нужнее в доме, модель катапульты (- папа, она же стреляет! - в том-то всё и дело, сынок...) или очередная «энциклопедия рыцарей».
Правда, недавно выяснилось, что от страсти к монеткам легко перейти к страсти к деньгам, наш мальчик какое-то время выпрашивал «настоящие монетки» в коллекцию, а на днях просто заявил, что не против иметь карманные деньги. Мы пока отложили решение этого вопроса на неопределённое время...
Там же римский театр:
Юля нам заранее раздала краткое содержание
легенды об Амуре и Психее, разделила на три группы и велела поставить пантомиму, трагедию и комедию на этот сюжет (нам досталась трагедия). Мы, конечно же, забыли, поэтому сценарий и режиссура рождались на месте коллективным мозговым штурмом, буквально за 15 минут.
Главной режиссёрской находкой было причитать во время каждой фразы:
Click to view
И переделать концовку с happy-and на настоящую трагедию, в которой умирают все - герои, боги, эпизодические персонажи, декорации, всё:
Click to view
Педагогичность замысла мы, конечно, подорвали, потому что дети потом переспрашивали родителей, почему это те говорили, что когда смешно - это комедия, а на трагедии наоборот, грустно?
А потом пошли в сквер с развалинами напротив, где оживили целый город. Ещё до начала лагеря нам выдали роли (нашей семье достался хозяин таверны), надо было отыграть эту роль, занимая чем-то подходящих к тебе детей. Наш замысел был в продаже вина (детская версия: вода с гренадином, продавали за нарисованные деньги, а если и тех не было - принимали стихи, песенки, Велесу наливали бесплатно). Для эффектности требовалась каменная плита с дыркой посередине, куда я вставил шланг (пришлось разориться на набор для подключения кемпинг-газа, надеюсь, его не обрабатывали ничем токсичным...) и сделал «волшебный фонтан»:
Сначала я скучал - место выбрал на отшибе (как оказалось, прямо напротив второго входа, и было достаточно забавно наблюдать за округляющимися глазами «нормальных» посетителей, которые видели нас в этих балахонах, без какого-то объяснения / контекста), но через какое-то время дети распробовали, я пообещал им бесплатный стакан напитка за пятерых приведенных клиентов, и моя 5-литровая канистра улетела:
Click to view
Недостаток в такой системе в том, что ты видишь, конечно, всех детей, но не знаешь, чем занимаются твои сограждане-римляне. Попытаюсь восстановить по Анютиным фотографиям. Это Натанкин у пекаря. Как я понимаю, Оля предлагала растирать зёрна и приправы, по запаху определять, кто есть кто, просеивать зерно и пр. На шее у Натанкина виден «путевой лист», в котором взрослые отмечали, где этот ребёнок уже побывал (мой знак слева, стол - tavola - таверна):
Здесь он, кажется, у медика (Наташа). Или на могиле писателя?
Это у работорговца (если вам кажется, что с некоторыми профессиями организаторы перегнули, скажу, что там был ещё устроитель оргий. я, кстати, так и не узнал, чем он с детьми занимался, и фотографий у нас как-то не оказалось). Работорговец (Тося) - справа, по её правую руку, в белом ошейнике - представленный на продажу раб (Майя). Что считает на пальцах наш мальчик, мне самому интересно:
У торговца (Андрей) - насколько я понимаю, там нужно было правильно что-то посчитать:
То ли ланиста (владелец гладиаторов), то ли тренер гладиаторов, мне кажется, были представлены обе профессии:
С размахом подошли, одним словом, таких «станций» было штук 20!
Любителям интересных совпадений - в лагере я рассказывал о
бесплатном детском журнале Лувра. Выходит на каждые школьные каникулы, можно взять либо на информации (кончаются быстро), либо в одном из двух сервисов годовых проездных (Service d’abonnement или Société des amis du Louvre). Так вот, на те самые каникулы, когда мы были в лагере, вышел выпуск № 16, посвящённый мифу об Амуре и Психее (парижане, торопитесь, вчера ещё были). Теоретически, подписавшись на abonnement famille, можно получать эти журналы прямо на дому, но у нас другая версия проездного в Лувр.
Так что, соотечественники-римляне! Будете в Париже - приходите, мы вас теперь не только чаем сможем угостить, но и провести экскурсию на знакомую всем нам тему!