Fête de la science / Праздник науки

Dec 16, 2012 18:55

В октябре был по всей стране праздник науки, мы съездили на plateau de Saclay - там в каком-то спортзале все местные НИИ устраивали выставку с аттракционами для детей.




Очень смешно, конечно, видеть в ребёнке следы воспитания из детского сада. Он может совершенно ничего не понимать в происходящем, но он чётко может повторять за всеми какой-то жест, не вылезая вперёд всех, не оставаясь в хвосте. Ещё смешнее это было видно на детском кинофестивале, когда после показа мультфильма сделали небольшую викторину - Натанкин не знал ни одного ответа, но он усердно тянул руку после каждого вопроса, рассчитывая на приз. А я молился, чтобы его не вызвали :-)




Шикарный эксперимент для детей - как надуть воздушный шарик, не прикасаясь к нему губами (гусары, молчать!)
В бутылку (оцените выбор тары для детского развлечения - Heineken) заливается уксус, в шарик засыпается сода. Шарик надевается на бутылку, сода сыпется в уксус, выделяющийся в процессе гашения газ надувает шарик. Дети пищат!




А это мастер-класс по изготовлению ветряной мельницы из деревянного шампура, винной пробки и листа бумаги.




То ли я чего-то не понял, то ли устроители в этом месте облажались... Детям в самом начале дали пощупать две жестяные банки - одинаковая температура. Одна банка покрашена в чёрный цвет, другая - стандартная, блестящая. В банки налили воду, поставили под лампу. Важно то, что лампа светит не на банку, а на воду. А внутри банки абсолютно одинаковые.
Через полчаса детям дают попробовать воду - в чёрной банке она заметно горячее. Это потому, говорят, что чёрный цвет лучше поглощает фотоны...

Это правда, но какое отношение к эксперименту? Очевидно же, что вода в обеих банках получила одинаковое количество энергии, просто блестящая банка лучше рассеяла тепло, а чёрная банка почти не излучала. При том, что за минуту до этого детям показали фотографию белого медведя и спросили, какого цвета у того кожа - чёрного, чтобы не терять тепло, не излучать. И тут же про банки - если бы всё было так, полярный медведь был бы с чёрным мехом, чтобы лучше ловить солнечные лучи.




Мальчик смотрит через какой-то мега-микроскоп на кристаллы соли.
Там много таких вещей было «на вырост», которые всё равно полезно смотреть, записывать на подкорочку.




Культовый предмет - мы когда-то объясняли kenga29, что такое распределение Гаусса. Сначала долго и нудно описывали вот этот девайс - на пальцах не получалось. Затем сказали представить на полу кучу пустых бутылок из-под пива (к слову о Heineken), над которыми открывают хорошо взболтанную полную бутылку пива. Ну и так далее :-)




Археологи показывали как древние люди обтачивали кремневые наконечники для стрел. Одеты были соответственно - один в шкуре «мамонта» рассказывает, другой, выпячивая надбровные дуги, тут же колет камень. На полу шкуры животных - я еле успеваю задуматься, стоит ли показывать это чувствительному мальчику, как он мне: «папа, смотри - свинка! папа, а где у неё были глазки?». Пришлось показать.




А вот это мега-устройство, ради которого мы чуть не купили концертный генератор дыма!
Устройство (слева на фотографии) представляет собой картонную коробку с вырезанным круглым отверстием. Ремнями вешается на шею, внутрь запускается дым. Это - пушка. Наводишь на цель (справа на фотографии - пирамида из пластиковых стаканчиков), стучишь по бокам картонной коробки - из дула пушки вылетает дымовое облачко, которое сносит пирамиду.

Дым, очевидно, нужен только для того, чтобы зрителям был виден поток воздуха, выстрел. Когда я был маленький, старшие пацаны во дворе показали, как можно кидать ночью белый камень в небо, чтобы за ним потом пикировали летучие мыши. В восторге я прибежал домой, рассказываю родителям - а папа смеётся. Сына, говорит, камень можно кидать любой, мышь за ним всё равно спикирует. Белый камень нужен лишь для того, чтобы и ты его видел, иначе неинтересно.

Мы потом попросили выстрелить из пушки по нам - очень, очень впечатляет! Ты видишь приближающееся кольцо дыма (примерно как в «Пятом элементе», когда в самом начале на генерала ринулась огненная голова), а потом по тебе слегка бьёт воздух.




Пришли домой, тут же сделали «телефон» - из двух пластиковых стаканчиков и натянутой нити. У меня так и не получилось чётко убедиться, что телефон работает - вроде что-то слышно, но как понять. что ты слышишь через нитку, а что просто воздухом?

Мы в детстве такие телефоны делали из спичечных коробков, тогда они куда чаще встречались, чем пластиковые стаканы. С тех пор у нас в доме появились и спичечные коробки, но это уже совсем другая история :-)

nathan, fête de la science, poezdki

Previous post Next post
Up