С Паперти на Голгофу...

Feb 12, 2011 01:18



…о жизни священника
Островградского Свято-Троицкого собора,

ново-мученика, святого отца Владимира,
принявшего страдания за веру Православную,
на земле Псковской в государстве Российском


 
..икона святого отца Владимира (Ладинского) священника Островградского

В начале ХХ века Островский уезд, Псковской губернии был одним из самых густонаселенных и динамично развивающихся районов Российской Империи с населением более 160 тысяч человек и производством вывозимой товарной продукции приближающейся к 10-ти миллионам царских рублей. А город Остров обладал прекрасной социальной инфраструктурой направленной на благотворительную и образовательную деятельность, богатыми религиозными традициями веротерпимости. На территории Островского уезда в то время действовало более 80-ти православных церквей, имелись лютеранская и католическая общины, ряд протестантских сект и синагога.  Получить статус священника, а тем более протоирея при Островском Троицком соборе было почетной обязанностью местного духовенства и накладывало особый статус для соблюдения местных традиций населения, поэтому в городе довольно часто образовывались целые династии священнослужителей. Таким же образом в середине XIX века появилась в Островской городской среде фамилия Ладинских.




...на заднем плане Островградский троицкий собор, фото конца XIXвека.

Листая страницы Летописей Островского уезда и церковных архивов впервые фамилия Ладинских упоминается в 1863 году в погосте Елины, где был рукоположен в священнический сан Иоанн Симеонович Ладинский, а в 1879 году был перемещен к Свято-Троицкому собору города Острова. Но службу в нем нес недолго 13 марта 1882 года умер от тифа в возрасте 39 лет. По его смерти из Псковского уезда в г. Остров был переведен, его брат Николай Симеонович Ладинский, который также недолго находился на престоле собора, до 1886 года, ввиду внезапной смерти. И в этом же году после окончания курса Духовной семинарии в 1883 году и иерейской хиротонии (длившейся три года) принял священнический сан его сын Владимир Николаевич Ладинский, о ком и пойдет речь в нашем повествовании.

..церковь Покрова в Елинах




Кроме исполнения своих непосредственных обязанностей, связанных с проведением церковной службы, В. Ладинский с 1890 года состоял законоучителем в Троицкой города Острова, Галичанской, Муравейской церковноприходских школах и в Жеребцовской  двухклассной школе Министерства Народного Просвещения, одновременно являясь членом Епархиального училищного Совета Островского уезда. Вклад его в дело народного образования в 1905 году был отмечен Святейшим Синодом высочайшей наградой Русской Православной Церкви. «…уездные наблюдатели отмечают в своих годовых отчетах и награждают Наперсным Крестом священника Островградского Троицкого Собора Псковской епархии и законоучителя по Островскому уезду Владимира Ладинского за заботы о преуспеянии учащихся церковных школ и, вообще, за усердное отношение и особую преданность к делу народного образования в духе церковности и почитания Закона Божия, как Знак Особого  Внимания и Поощрения за труды свои».



..Наперсный Крест, выдаваевымый священникам
имевшим учёную степень в Богословии, до 1917 года

В дальнейшем, после ухода с протоиерейского поста Благочинного Островского уезда Н. А. Панова в 1914 году, В. Ладинский был также удостоен этого звания и назначен настоятелем Свято-Троицкого Собора, так как пользовался заслуженным авторитетом среди духовенства и особой любовью паствы. Кроме того, он вел и активную общественную работу - был одним из основателей, вместе со священниками Островского уезда Владимиром Симанским и Владимиром Пановым, в 1902 году «Казанского общества трезвости» в Островском уезде. В Островском краеведческом музее хранится фотография, где священник Владимир Ладинский запечатлен на ней с его членами, которая на сегодняшний день является единственным подлинным изображением его при жизни (датирована 1913 годом).




..Общество Треззвенников в городе Острове 1913 год

Отец Владимир тяжело переживал события Октябрьского переворота 1917 года. В своих проповедях он горячо призывал народ к хранению веры Христовой поддержанию мира и веротерпимости среди горожан и населения Островского уезда. Речи Его были своего рода откровением о судьбе новой России, где будет строиться мир безбожия, а народ ожидают тяжелейшие испытания и беды. Дерзновенные проповеди с крыльца Троицкого собора, об истинном лице новой богоборческой власти собирали на городской площади большое количество народа, всех сословий и вероисповеданий и не могли быть незамеченными местной партийной ячейкой большевиков. С каждым новым днем речи его все больше наполнялись страстью и одержимостью в правоте своей и вере в сохранение Русской Православной Церкви, несмотря на начавшиеся всяческие ее гонения и поголовное истребление православного духовенства. Уговоры местных священников и почетных граждан города быть более сдержанным в оценках происходящих событий, дабы сохранить чин любимого народом священнослужителя и оградить тем самым от нападок местных руководителей советской власти не помогали, а только вселяли в него уверенность в правоте своего дела и побуждали его к действию за сохранение устоев православной веры русского народа и единоначалия власти в Государстве Российском.



..островок на реке в городе

В одну из таких проповедей летом 1918 года на глазах у всего собравшегося народа неожиданно образовалась трещина вдоль стены возле купола и покосился крест на часовне Иосифа Песнописца стоявшей на городской площади, которая была построена в память избавления Государя Императора Александра II от угрожавшей ему опасности от рук убийц в Париже 25 мая 1867 года (заговор этот был раскрыт Министром Внутренних Дел России Валуевым и Неклюдовым - крупным помещиком Островского уезда, основателем Российского Земельного банка). В толпе начались волнения, находившийся в это время на крыльце Свято-Троицкого Собора Протоиерей Владимир Ладинский истолковал это событие, как конец царской династии и Российской Государственности, предав при этом анафеме действующую власть большевиков совершивших злое насилие над семьею царственных особ. О расстреле царской семьи в Екатеринбурге в Псковской губернии на тот момент еще известно не было.



..Иосиф Песнописец сочинивший более 300 церковных канонов,
в том числи и прославляющий святых мучеников за Христа

События последующего дня начались довольно мирно, город готовился встречать престольный праздник в честь обретения иконы Казанской Божьей матери и встрече Крестного хода из Святогорского монастыря в Печорский монастырь. Как обычно началось служба и в Свято-Троицком соборе. Но во время богослужения в храм вошли несколько вооруженных людей в черных кожаных куртках… и протоиерея В. Ладинского ведшего её, прямо в священническом облачении взяли под стражу, …связали руки, …вывели на улицу, …сняли обувь, привязали за волосы к седлу лошади и потащили босым по городским улицам. На расстрел…

********               **********              **********              *********             **********                 **********            **********

Существует несколько версий о гибели отца Владимира, по одной из них суда и следствия над ним не было и расстреляли его не сразу, а по нескольку раз выводили к каменной ограде городского кладбища, причиняя ему различной тяжести пулевые ранения, при этом, требуя отречься от высказанных им слов на проповеди предыдущего дня. Но священник твердо стоял на своем. Он не отрекся ни от одного сказанного им ранее слова, а продолжал вести еще более пламенные речи в защиту ранее существовавшего государственного строя и уклада жизни под лоном Русской Православной Церкви и Царского правления в России. Когда он уже не мог стоять на ногах от полученных его мучителями истязаний тело его стали периодически колоть штыками, но даже от столь большого количества ран, по свидетельству слышавших эти козни и издевательства людей, голос его оставался твердым и в какие-то моменты становился сходен чревовещанию, будто кто-то нарочно вкладывал в его уста нужные для укрепления его духа человеческого простые и всем понятные слова.


                                                      

..кладбищенская ограда                                                                                             ..персидская сирень

А потом, уже после гибели отца Владимира, тело его, все ещё в священных одеяниях, долго, вплоть до наступления темноты, таскали по улицам города в назидание слушавшим его проповеди горожанам за высказывание слов и мыслей, порочащих новую нарождающуюся власть и ее порядки. Место захоронения священника В. Ладинского к сожалению, осталось неизвестным, как и множества мучеников пострадавших за веру на заре раннего христианства. Уже не осталось и прямых свидетелей тех событий, за давностью прошедших лет. Лишь от некоторых старушек иногда можно было слышать, что на старом городском кладбище похоронен священник, ставшей впоследствии Святым и за каменной оградой над его к могилой без крестов каждый год весной расцветает и благоухает многие дни персидская сирень.



Дубровно, церковь иконы Божьей Матери "Знаменье"
(дата постройки неизвестна)

Но на этом гонения и преследования фамилии Ладинских не закончились, члены их многочисленного семейства были рассеяны по необъятным просторам России, кто-то сумел выбраться и в Зарубежье и рассказать там об этом жестоком злодеянии блюстителей новых законов и порядка. Псковский синодик и Книга Памяти жертв политических репрессий свидетельствуют об аресте и расстреле в 1938 году дяди и двоюродного брата о. Владимира Ладинского, священников церквей села Дубровно Порховского уезда и поселка Минницы Новгородской области, также носивших имя Владимир.



Троицкий собор в Острове XVIII век, современный вид

Стараниями нынешнего настоятеля Островского Свято-Троицкого собора, Благочинного приходов Островского района Псковской области, архимандрита Сергия (Сосновского) в дар от Русской Православной Церкви за границей, где он был прославлен и канонизирован, как ново-представленный святой православной церкви, в 2003 году была доставлена в его родной город Остров икона Святого новомученика Островградского священника Владимира. же, пока ещё, к сожалению, отсутствует день поминовения этого новоявленного мученика Российского, память которого свято чтут в зарубежье православные христиане. Но с установлением канонического общения между иерархами Русской Православной Церкви, следует надеяться, что это несоответствие будет устранено и согласовано.

1-е воскресение после 7-го февраля -
День поминовения святых новомучеников
канонизированных Русской Православной Церковью

livejournal

Next post
Up