Поскольку в разных вариациях эта тема всплывает уже несколько недель, позволю себе высказаться подробнее. А именно - об эволюции в отечественной боевой фантастике мотивов войны с НАТО/США от реваншистских до условно объективных. Поскольку текст сильно завязан на политические события, то на Фантлабе развивать эти мысли не стал, а здесь убираю под кат.
Начнем с определения:
Реваншизм (франц. revanchisme, от revanche - отплата, возмездие) политика шовинистических кругов страны, потерпевшей поражение в войне, направленная на подготовку новой войны под предлогом восстановления довоенных границ и довоенной системы межгосударственных отношений. (БСЭ)
Можно долго спорить о плюсах и минусах СССР, но факт остается фактом. Его распад стал крупной геополитической катастрофой для всех бывших субъектов и для многих партнеров. Учитывая, что произошло в это в контексте Холодной войны с НАТО, понятное дело, что воспринимался распад именно, как поражение. Не будем углубляться в причины, повлекшие за собой конец СССР, поскольку нас интересуют последствия для общества.
Это резкое падение уровня жизни. Рост преступности. Повышение уровня смертности. Закрытие еще недавно мощных заводов и коллективных хозяйств. Добавляем сюда постыдную слабость внешней политики, сдачу союзников, отказ от защиты интересов. Горячие точки по периферии, угроза дальнейшего распада страны, терроризм. Поражение, как оно есть. И виноватыми можно считать либо себя, либо правительство, либо США - а то и всех вместе.
Как это отразилось в фантастической литературе? Кто-то шел по пути отказа от насилия, как Олди, которые в романе "Дайте им умереть" (1998 г.) нарисовали мир, где оружие покончило с собой и подарило человечеству шанс на жизнь без войны. И Рыбаков с его утопией "Гравилет Цесаревич" (1993 г.). А кто-то шел по иной тропе - войны. Алексей Живой в романе "Эфирный оборотень" (1996 г.) использовал схему обретения простым русским парнем сверхспособностей, которые позволили ему одолеть злодея с аналогичным даром - который, конечно же, правил США. Нечто подобное отыгрывал в ранних своих книгах и Андрей Земляной.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Дело в том, что между рождением замысла книги, ее написанием, отправкой в редакцию и публикацией может пройти значительное время. Поэтому в ряде случаев надо делать поправку на эту задержку. Кое-где я буду прямо указывать на подобные примеры.
В общем, одной из ранних схем была такая - простой рубаха-парень, главный герой обретает магические-экстрасенсорные способности и поворачивает их против мирового зла - то есть американцев. Почему это реваншизм? Потому что общество остро переживает поражение. Потому что автора не волнует восстановление страны, повышение уровня жизни - акцент на войне с США. И то - победу обеспечивает побыстрому нафантазированная магия, помноженная на русскую правду.
Но затем появилась программная утопия
Романа Злотникова "Виват император!" (2001 г.), где сильный лидер в первую очередь занят восстановлением России, а вооруженная борьба за мировое господство является сопутствующим фактором. Важные моменты - основное внимание правителя нацелено на промышленность, уровень жизни, экономику, безопасность граждан. Цель - добиться справедливости, благоденствия и преуспевания. Минусы - откровенно фэнтезийная и утопичная сюжетная завязка - клан бессмертных решает переформатировать мир и выбирает Россию своей базой, имея огромные финансовые, физические и умственные резервы. Как в анекдоте - "прилетят инопланетяне и все нам подарят".
Во второй книге дилогии был подробно описан конфликт с соседями. И если на западе русские старались никого не убивать - заранее подготовленные площадки для разбития лагерей и продовольствие, за отказ исполнять инструкции снайпер уничтожает командира-нарушителя с огромного расстояния, а мародеров-насильников ждет немедленное наказание, то на востоке после обмена ядерными ударами и цепной тектонической реакции значительная часть Китая перестает существовать. Совсем и со всеми жителями, ага. Но это обыгрывается морально-этической дилеммой, поэтому обсуждать момент надо отдельно. И да, в США разразилась ядерная зима и русские миротворцы в финале оказываются помощь беженцам.
Однако были и другие точки зрения на будущее России.
Федор Березин - да, тот самый - в своем цикле
"Война 2030" (2005-2006 г.г.) описывает нашу страну, как расколотую на множество феодов-республик-областей территорию. Но конечно же, американскому гегемону не сдобровать, поскольку некая тайная организация наносит серию точечных ударов по уязвимым объектам, используя передовые российские наработки и пламенных патриотов. Тут происходит усугубление реального краха, чтобы отразить всю степень трагичности произошедшего и показать, что даже при таких исходных условиях Россия способна покарать врага. Своеобразная психотерапия - мы опасны даже будучи расколоты и унижены, если сохраним веру в нашу страну и продолжим борьбу с умом - поэтому нельзя сдаваться. Согласитесь, уже не столь похоже на первую грубую схему?) К слову, вероятно, замысел цикла был создан раньше, поскольку в те годы у Березина вышла сразу пачка романов.
Тем временем Злотников, как и положено чуткому автору, выдал сразу два взгляда на отношения России и США в далеком будущем. В одном соавторском цикле-приквеле русский и американский агенты действуют заодно против инопланетного вторжения. Во втором же - и опять соавторском - российские спецслужбы находятся в жесткой конфронтации с американскими. Так что спектр охваченной аудитории был максимален.
Показательно, что если в романе "Виват Император!" (2001 г.) уделено немалое внимание проблеме Кавказа, то по окончании контр-террористических операций эта тематика отошла на второй план, сменившись на образ коварного, изнеженного и жестокого Востока как, например, в романе Орехова и Злотникова "Миссия невыполнима".
Очень нелепо и глупо выглядели голословные обвинения в реваншизме романа
Сергея Анисимова "Вариант Бис" (2003 г.), в котором альтернативный СССР с опережением наносит поражение Германии и затем сходится в схватке с бывшими союзниками. Почему? Да потому, что автор многократно прямым текстом проговаривает, что война - это безумие. Что война - это трагедия и катастрофа, миллионы сломанных и загубленных судеб. И в финале особенно остро показана мечта военного врача, чтобы каждого генерала заставляли смотреть на роды, на воспитание ребенка, которого потом приказ бросит в бессмысленную атаку на безымянную высоту. Ради чего это взаимное смертоубийство, спрашивает автор у читателя. Нужно ли оно тебе ради пресыщения амбиций? Да, нужно сражаться за выживание, но понимать и помнить выплаченную цену.
А затем произошла война 08.08.08, ставшая рубежной точкой и переопределившей самосознание россиян. Внезапно люди убедились, что правительство способно отстаивать интересы страны. Что армия способна эффективно действовать в не самых выгодных условиях. Что Россия наконец-то прекратила безропотно терпеть унижения, отреагировала на уничтожение мирных жителей и своих миротворцев. Здесь можно провести аналогии с Югославией, где роль России была на порядок меньше.
И сразу целые полки книг устарели, потеряв актуальность. Дилогия Березина "Война 2010. Украинский фронт" (2009-2010 г.г.) повествует об агрессии Турции против Украины, где Россия остается беспомощным наблюдателем - ведь российская авиация уничтожена превентивным ударом. После 2008-го года это выглядит уже чистой фантастикой - как так, ведь мы сильные и могучие! Цикл был раскритикован и по большому счету заслуженно. Другой опоздавший цикл-предупреждение - это Анисимов с "Абрамсы в Химках" (2012 г.). И опять же - лишь тщательная проработка социальных конфликтов и коллизий защитила его от читательского разочарования.
Примерно в это время стартовал вызвавший, пожалуй, наиболее негативную реакцию цикл Георгий Савицкого "Поле битвы" (2009-2010 г.г.), в котором были методично перечислены все возможные театры военных действий. Про литературный и технический уровень сочинений лучше деликатно умолчать. Годились книги разве что в качестве пропагандистского чтива, где герои превозмогают силой духа любые объективные технические трудности и препятствия. Было меня подозрение, что под псевдонимом могла скрываться целая артель авторов, поскольку это характерно для Яузы, но реальных зацепок не нашлось.
Зато роман
Андрея Земляного "Один на миллион" (2009 г.) и его продолжения пошли у читателей на ура. В этом мире космических флотов и колоний великая Российская Империя занимает лидирующие позиции по всем параметрам - в науке, культуре, вооружениях и благополучии жителей. А китайские и евро-американские державы являются заклятыми соперниками и противниками. Какое-то время конфронтация сводится к мелким политическим пакостям и поддержке внутренних радикалов, но при обострении конкуренции за легкодобываемые ресурсы и доступ к артефактам иных рас вспыхивает полномасштабная война. "Комиксная" подача материала, с контрастными и гротескными героями, уклон - как и у Злотникова - в воспевание всего военного. При этом автор довольно честно отразил наши реалии, например, вставил в текст западную статью, поменяв президента на императора. Подвоха никто не заметил:)
Еще показательнее космоопера
Анны Волошиной "Фабрика героев" (2009-2013 г.г.). Здесь действие первого романа разворачивается в далеке от Российской Империи, которая занимает центральную роль только с середины второго тома. Главная героиня по матери - далекий потомок ирландцев, как и у Земляного добивается огромных успехов, но в большей степени благодаря упорному труду и сообразительности. Более интеллектуальные сюжетные коллизии, примерно тот же уровень контрастности черное-белое, но с большей психологической достоверностью. Небольшой уклон к романтике в середине цикла.
Стоит также понимать, что многие издательства, а в особенности Яуза, нарочито клишируют, утрируют, доводят до абсурда аннотации и обложки, создавая ощущение лютого трэша там, где его нет и в помине. Аналогично и с составлением серий. В серию «Враг у ворот. Фантастика ближнего боя» попали и романы Савицкого, и Анисимова, и Афанасьева, и Золотько, хотя общее у них - лишь жанр боевой фантастики ближнего прицела, в которой крупные государства находятся или в состоянии войны или распада. Широта возможных раскрытий такой темы огромна. От лубочного пропагандизма до впечатляющей картины умирающей империи. Поэтому мазать всех одним цветом, конечно, можно - ведь Интернет все стерпит, но реально о каждой книге суть нужно только после личного знакомства. Желательно, хоть сколько-нибудь вдумчивого.
И подведем итог сего пространного растекания мыслями по древу отечественной боевой фантастики, посвященной России и Западу. В начале девяностых ей были характерны два пути - мира и войны, причем второй являлся реваншистским. Однако за последующие годы и крупные геополитические события жанр эволюционировал в массе своей в пылкое и патриотичное имперство. Что собственно хорошо соотносится со статьей "Русская мечта..." которую я уже
предлагал для обсуждения. Разумеется, обзор получился отнюдь не полным, например, упущено творчество Александра Афанасьева, которое демонстрировало имперские черты еще до 08.08.08. Не найдено место для печально верных прогнозов Глеба Боброва и Яна Валетова относительно судьбы Украины. Однако общие очертания весьма наглядно показывают то, как менялись стремления и ожидания авторов, читателей и просто жителей России.