Спектрография жанра - постапокалиптика

Aug 13, 2015 23:11

Этим постом я убиваю сразу двух зайцев - начинаю выполнять давнюю задумку и выполняю позавчерашнее обещание:) Задумка проста - сделать узкотематические подборки произведений по жанрам с краткими описаниями. Никакого общего анализа - только список +характеристики/отзывы/рецензии. Оценок тоже не будет, при желании можно пройти по ссылке в базу ФантЛаба, посмотреть отзывы - включая мой - и подробные оценки - в том числе и мою.

Первой пойдет постапокалиптическая фантастика:

Паоло Бачигалупи «Заводная»
Рецензия.

Юлия Зонис «Геном Пандоры»
Рецензия.

Дмитрий Манасыпов «Чистильщики пустошей»
[Отзыв]Тема постапокалиптики продолжает тревожить современного читателя. Поэтому неудивительно, что поток низкокачественной литературы этого жанра растет день ото дня. Книга Дмитрия Манасыпова стала приятным исключением из этого правила.

Начнем, пожалуй, с относительной оригинальности мира. Здесь нет стандартной отсылки к всеобщей войне. Все намного сложнее и необычней. Прибавив сюда интересную подачу сюжета, оригинальных живых персонажей, приятный язык автора, получим неплохую книгу. Сама идея описать жизнь чистильщиков, своеобразных технологических ведьмаков достойна высокой оценки. Чтобы не вываливать всю информацию об истории мира сразу, автор делает небольшие, органично смотрящиеся вставки, описывающие события прошлого.

Безусловно, книга могла претендовать и на более высокую оценку, если бы не неудачная концовка. Автор, словно растеряв собранность, сделал немало обидных ошибок. Некоторая нелогичность, обрывочность описаний и сюжета испортили все впечатление. Впрочем Дмитрий обещает, что в продолжении цикла, он расставит все точки над i.

Итог: хороший, качественный постапокалиптический боевик, с претензией на большее.


Эдуард Катлас «Экзо» - первая часть трилогии (по хронологии написания), можно читать отдельно.
[Отзыв]
Наверное, самое лучшее, что есть в «Экзо» - это мир. Автор прописал его на твердую пятерку, не забыв ни о чем. Две расы, отличные на первый взгляд и одинаковые в душе. Их объединяет неприятие к чужим, общие страсти и желания, выжить любой ценой. Не забыты ни цвет, ни запах, ни звук.

Читая, словно оказываешься то посреди заброшенного города, то в старом здании, то в лесу. И каждый раз все предстает перед нами живым и настоящим. Бои, в которых постоянно участвует главный герой, описаны ярко, их не сложно вообразить, как это порой бывает. Нет, схватки встают перед глазами, словно это ты бьешься на арене, словно ты уходишь от погони. Но при этом безэмоциональность сыграла злую шутку с образом героя.

Если остальные персонажи более или менее прописаны, видны их характеры, манеры, как в случае Илоны, Советника, то главный герой, словно невидимка. Скудно, постепенно автор открывает нам тайны его прошлого, детства, но при этом большая часть таких эпизодов описывает мир, а не личность героя. С одной стороны для хорошей боевой фантастики это не обязательно, с другой стороны, если бы автор лучше уделил больше внимания Дрею, роман бы от этого только выиграл.

Итог: захватывающие приключения в отлично проработанном, постапокалиптическом мире.


Иван Константинов «Стальная бабочка, острые крылья» - первый роман цикла, продолжения нет и неизвестно когда будет.
[Отзыв]
С учетом многообразия пост-апокалиптических романов уже смело можно выводить новый поджанр - пост-пост-апокалиптику. Книги, в которых общество пережило ядерный конфликт или иную мировую катастрофу и, преодолев последствия, начало понемногу восстанавливаться. Впрочем, стабильность новых государств часто лишь иллюзия.

Достаточно появления кочующей орды рейдеров, чтобы вымерли поселки, запылали городки, запылили по дорогам караваны беженцев, а крепости ощетинились пушками боевых каров. Когда беда стоит на пороге, большинство думают только о себе. И казалось бы хорошие, люди предают друзей, торгуют детьми, грабят слабых и расправляются со всяким, кто пытается встать у них на пути. Но на пути опытной наемницы-прайм Би и обычной девушки Мириам лучше не становиться даже крупному разъезду рейдеров.

Жестокие реалии автор прописывает резкими штрихами, чаще всего подчеркнуто безэмоциональными, и от этого становится еще больнее. Изящные философские зарисовки чередуются с ровной повседневностью и вспышками экшена. Выписывая колоритных чудаков и опасных бойцов, Константинов удачно совмещает внешнюю силу и душевную уязвимость, создавая запоминающихся героев. Однако характеры остаются статичными, а учитывая, что роман по сути является прологом к большой истории, отсутствие развития действует раздражающе. Увы, автор лишь расставляет фигуры, разворачивая предысторию и очерчивая мир, где остатки высоких технологий, орбитальные лифты и космические станции уживаются со средневековым бытом.

Итог: дорожный роман с налетом анимешности.


Сурен Цормудян цикл «Второго шанса не будет» - прямой аналог и менее удачливый соперник вселенной "Метро". Когда-то дико нравился, но перечитывать не рискую пока:)

Марк Лоуренс цикл «Разрушенная империя» - грязный и кровавый, бессмысленно жестокий вариант темного фэнтези. Наука стала неотличима от магии, а потом зажглись Тысячи Солнц.

Екатерина Кузьменко «Ржавчина. Пыль дорог» - первая часть дилогии. Полностью есть на странице СИ автора.
[Отзыв]
К настоящему моменту жанр постапокалиптической фантастики разросся настолько, что впору выделять отдельными поджанрами такие виды как фэнтезийные, психоделические, мистические и прочие постапокалипсисы. Так, в "Ржавчине" Кузьменко соединила мистические и фольклорно-мифологические мотивы, в которых без труда узнаются кельтские легенды - Страна Фей, Томас Лермонт, Полые холмы.

После катастрофы, искалечившей во многом похожий на наш мир, ожили неведомые силы, властно вторгшиеся в привычную людям реальность. Мгновенно обветшавшие здания, сожранные ржавчиной машин - сущие пустяки. Духи мест, обитатели зеркал, странные твари, свихнувшиеся законы природы и тропинки в иные пространства гораздо убийственнее, поскольку против них бессильны обычные люди. И тогда в дело вступают чистильщики, способные ощущать опасность и своим присутствием излечивать большинство странностей и аномалий. Но это лишь фон для истории двух любящих сердец - Дэй и Рин.

Чередуя эпизоды из прошлого и настоящего, автор чуть сумбурно рассказывает о любви студентки-медика и бродяги, о катастрофе и первых заданиях, в которых раскрылся их талант чистильщиков. Много эмоциональных сцен и красивых зарисовок, Кузьменко явно удаются небольшие мистико-магические истории, городские легенды и эскизы бытовых отношений. Но к общему полотну они привязаны грубо. Постапокалипсис подчеркнуто чистенький, бандиты - это пара строк из воспоминаний, второстепенные персонажи - слишком схематичны. Роман обрезан на полуслове, ибо концовка будет только во второй части. Тем не менее, автор многообещающий, за ней стоит следить.

Итог: богемно-фольклорный постапокалипсис, разбавленный лирикой и романтикой.


Дмитрий Володихин, Кирилл Клен «Команда бесстрашных бойцов»
[Отзыв]
Хотя книга мне, в целом, понравилась, тем не менее петь ей дифирамбы я не собираюсь. Отчасти потому, что уж слишком скользкую тему затронул Володихин в романе. Говоря о жестоких и беспросветных временах, очень трудно выдержать равновесие между недостоверностью и излишними подробностями. Как показать, в каких условиях живут, а точнее то ли выживают, то ли существуют люди? Как показать это так, чтобы не скатиться в смакование жестоких и успевших стать банальными подробностей? Наверное, лишь взяв ярких, искренних героев и дав им возможность жить своей жизнью, в которую автор не станет вмешиваться, предварительно определив общее направление движения сюжета.

Вопреки названию всем им знакомо чувство страха. Но каждый находит в себе силы преодолеть его, ради себя, ради друзей, ради других людей. Ведь только так человек может остаться человеком, несмотря на беспрерывную войну, боль и ненависть к врагу. Собственно врагам автор уделил не так уж и много внимания. Гораздо больше его досталось членам команды, их сложным взаимоотношениям и перипетиям дружбы. Следить за ними не менее увлекательно, чем за сражениями, коих в книге не так уж много. Автор достойно выполнил просветительскую задачу по вводу читателей в курс дела, описав всевозможные действующие силы, историю противостояния и его ключевые моменты. Но, выстроив картину мира, он лишь обозначил дальнейшее развитие сюжета цикла, оставив продолжать его другим авторам.

Итог: вводная книга цикла, описывающая нелегкую жизнь ярких, запоминающихся героев.


Александр Кованов «Слезы Химеры»
[Отзыв]
Есть книги, которые не теряют привлекательности даже из-за слабой пунктуации и отчасти ученического слога, потому что главное в них - это образы, сюжетные коллизии и пьянящая атмосфера свободы, как в романе «Слезы Химеры». Являясь началом цикла, книга охватывает часть предыстории и лишь начинает сплетать паутину интриг, но, увы, продолжения у нее нет. Впрочем, любителям эклектично-анимешных коктейлей из мутантов, техно-кланов, вампиров, инквизиции и древних артефактов в антураже пост-постапокалипсиса, дерзких и безжалостных героев, лихих драк и ярких чувств, все равно стоит ознакомиться с колоритным образчиком жанра.

Основных действующих лиц трое. Кай, кладоискатель и наемник, тщательно скрывающий зловещее бурное прошлое и руководствующийся собственными принципами, которые большинство сочло бы аморальными и бесчеловечными. Вега, наивная девочка, отчего-то оказавшаяся смертельным врагом Инквизиции. Лиса, молодая охотница, страстно мечтающая о приключениях и победах. Стоит ли говорить, что столь разные и необычные личности обязательно встрянут в какую-нибудь историю?

Что касается сюжета, то хотя временами становится заметен квестовый скелет, в остальном автор тщательно чередует информационные вставки, эффектные сражения и многозначительные разговоры или воспоминания. Из обрывков складывается некая картина расстановки сил, но при отсутствии продолжения она почти не имеет смысла.

Итог: динамичный боевик с эффектными и жесткими сценами.


Роман Артемьев «Селеста»
[Отзыв]
Жанр фэнтезийного постапокалипсиса, к которому относится роман, имеет сразу несколько преимуществ перед своими собратьями - атомным и биологическим. Во-первых, на задний план отходит научно-техническая достоверность конструкции мира, доставляющая немало хлопот авторам. Нет необходимости рыться в справочниках, выясняя сроки годности продуктов и ттх оружия. Во-вторых, автору предоставляется полная свобода в выборе причин, а главное, последствий катастрофы, что позволяет смоделировать самые невероятные общества. Например, существование упырей, порожденных магической чумой, которые отчаянно сражаются за место под солнцем, а точнее под тьмой.

Главный герой, оказавшийся в теле такого упыря, вынужден крайне быстро встраиваться в непривычную среду и менять свои принципы. И хотя тело ему досталось женское, автор почти не затрагивает двусмысленные темы. Основная часть книги посвящена его неустанным трудам по поиску партнеров и налаживанию более или менее комфортной жизни. Отмечу, что моральные принципы у героя почти не проявляются, будучи заменены холодной прагматичностью и расчетливой безжалостностью. Людей он держит на уровне скота, который не грех и прикончить, если того требуют обстоятельства. Сильно портит впечатление сухой язык изложения, излишне перенасыщенный канцеляритом и современной лексикой, которая совершенно выбивается из речи местных жителей. Лишь в самом конце слог становится более читабельным.

Итог: выживание беспринципного героя на фоне фэнтезийного апокалипсиса.


Продолжение следует...

Книги, Постапокалиптика, Спектрография жанра

Previous post Next post
Up