В последнее время волшебное слово "стимпанк" сразу же обеспечивает пристальное внимание читателей к произведению независимо от его стиля, аудитории и поджанра. И зря, потому что подобные мелочи могут сильно повлиять на впечатления от книги. Например, как в случае
"Костотряса". Чисто формальная альтернативность истории позволила писательнице по максимуму подстроить декорации и задник действия под свои нужды. Отрывочные известия о затянувшейся гражданской войне Севера и Юга Америки, разросшийся Сиэтл, невиданное развитие паровой техники и воздухоплавания. Но все это лишь гарнир, который нуждается в каком-то стержне, основном блюде, чтобы заинтересовать читателя. С этим-то у книги и возникают проблемы.
История с юным героем, отправившимся в рискованное путешествие, напомнила мне подростковые романы Буссенара. В "Костотрясе" также есть приключения, правда, в основном сводящиеся к блужданиям по туннелям, бегу от "тухляков" и встречам с местными жителями. Примечательны описания, которые нередко сводятся к перечислению мебели, разных предметов и зданий, попадающихся на глаза героям. Кстати о жителях мертвого города. Второстепенные персонажи получились довольно интересными и многообещающими, взять того же Руди, Иеремию, Анжелину или воздушных пиратов. Но сюжетные линии большинства или комкаются, превращая героев в скупые, плоские зарисовки, или вообще исчезают, оставляя читателей в недоумении. Хотя, как я понял, некоторые из этих персонажей будут раскрыты подробнее в следующих частях цикла.
Собственно, от стимпанка книга взяла только вкрапления диковинных механизмов и приспособлений, появляющихся по ходу действия. Если следовать классификации, приведенной в одной
прелюбопытной статье, то перед нами "эдиссоновский" тип стимпанка. Есть сложные паровые и пневматические механизмы и приспособления, электрические устройства и сам изобретатель. Правда, играющий не самую завидную роль. В остальном же, кроме приключений, перед нами предстает смесь загадок и психологии, причем для меня интереснее были первые.
Это и вороны, кружащие над городом и сидящие на зданиях, и китайцы, трудящиеся не покладая рук, и другие моменты, обозначенные, но, увы, не получившие должного развития. Их словно ввели на всякий случай, а потом бросили, сочтя лишними. Что касается психологии, она сводится к сложностям в отношениях сына и матери, которым посвящено начало книги, но так и не выходит за рамки банальных рассуждений. А затем психология вообще отходит на второй план до самого конца. Для финала
Прист приберегла психологически сильный момент, но его сила лишь в неожиданности, поскольку с общим сюжетом он связан грубовато и не вполне естественно. Ведь на протяжении всей книги воспоминания Брайар о муже были весьма отрывисты.
Итог: средне-динамичный незамысловатый приключенческий роман с зомби и стимпанк-игрушками.
Моя оценка: 7/10