Многие годы авгуры твердой рукой правили Андаррой, используя свои способности читать мысли и память людей, а также прорицать будущее. Так продолжалось до тех пор, пока по неизвестным причинам видения не начали обманывать авгуров. Посыпались грубые ошибки, скрывать которые стало все труднее, но правители до последнего цеплялись за власть, вводя все более суровые законы. И тогда разразилась Невидимая война. Три из пяти Тола - твердынь одаренных, где изучались и развивались искусства владения сутью - были сожжены, обитателей дворца и андаррских школ безжалостно перебили. Чудом спасшиеся бегством от ревнителей или выдержавшие осаду в двух уцелевших Толах одаренные были согласны почти на все, чтобы сохранить свои жизни. Тогда был заключен договор, составленный Стражем Севера, по которому все одаренные получили метки, самопроявляющиеся при первом использовании сути, и подчинились четырем догмам, жестко ограничивающим применение дара. Никогда и никоим образом не вредить своим даром обычным людям, беспрекословно исполнять приказы блюстителей...
После заключения договора прошло уже пятнадцать лет. Однако обучающийся в одной из школ подросток Давьян постоянно сталкивается с враждебностью окружающих, когда те узнают в нем одаренного. Еще печальнее, что в скором времени Давьяну предстоит пройти испытание, и если он не сможет показать, что научился использовать суть, то последствия для него будут плачевными. По закону таких учеников лишают способности обращаться к сути, делая тенями. И то, что Давьян умеет видеть, когда человек лжет, его не спасет, скорее наоборот - ведь, по слухам, этим приемом владели только авгуры, за которыми до сих пор ведут охоту блюстители. Поэтому когда накануне испытания недавно приехавший в школу старший, Илсет Тенвар, сообщает Давьяну, что знает о его таланте, и дает старинный сосуд, который должен указать ему путь к тем, кто сохраняет утраченные знания об авгурах, то мальчик почти не колеблется. Однако по случайности следом за ним увязывается его закадычный школьный друг Вирр. А на следующий день после побега мальчишек все обитатели школы погибнут, кроме Ашалии, их подруги, которая против воли станет тенью, но все равно приложит все усилия, чтобы найти злодеев.
Дебютный роман
Джеймса Айлингтона "Тень ушедшего" - плоть от плоти эпического фэнтези. Величественный масштаб, тысячелетняя предыстория, множество вовлеченных в противостояние могущественных сил и отважных героев. Но есть в этом и оборотная сторона. Увы, но собран роман, наверное, из всех возможных стандартных фэнтезийных элементов. Судите сами. Древний враг, копящий силы на севере, и сдерживающая его пока гигантская магическая преграда? Чек. Древнее пророчество и тайные общества, магические школы и таинственные жестокие убийства, презирающие магов блюстители и охотники? Чек. Мудрый отшельник-наставник, надежный заступник-изгнанник, добрые принц и принцесса, загадочный юноша с амнезией? Чек. Добавьте сюда смертельно опасных магических существ, проклятый и заброшенный город, а также несколько темпоральных петель, чтобы получить полное представление об использованных Айлингтоном сюжетных приемах и антуражных элементах.
Парадокс заключается в том, что несмотря на невероятную концентрацию типовых деталей, роман читается на удивление бодро и увлекательно. Единственное, что немного раздражает, автор любит сперва показать необъяснимо странное поведение героя, но лишь спустя пару-тройку десятков глав объяснить, чем же оно в действительности вызвано. Зато когда эпилог закрывает собой смысловые пробелы в прологе, переворачивая наше представление о том, кто же является главным злодеем в этом мире, то невольно тянешься за следующими томами цикла. И сразу же приятная новость - автор завершил трилогию, заключительный том уже в очереди на публикацию, поэтому теперь все в руках отечественных читателей и издательства.
Итог: увлекательное эпическое фэнтези, собранное из стандартных элементов.
Моя оценка: 7/10