Про честь

Dec 09, 2003 10:50

Забавный пост
Галковского про честь, применительно к разным сословиям (правда, с неожиданной привязкой в конце к недавно отшумевшему ЖЖ-скандалу с охаиванием holmogor :).

Артельщик невелика фигура. Сегодня - здесь, завтра - там. Ищи-свищи. "Одноразово" можно работать годами. А вот КУПЕЦ.

Тут уже гильдия, СИСТЕМА. И репутация дорогого стоит. Кризис, сорвался контракт, нужно 100 000 рублёв. И идёт купец Степан Дормидонтов к самому Ивану Петровичу на поклон: просить денег ПОД ЧЕСТНОЕ СЛОВО. Иван Петрович может денег дать, а может не дать. Как захочет. Не даст и пойдёт Дормидонтов по миру. Из гильдии его исключат, репутации у него не будет никакой. Но сейчас репутация есть. Человек степенный, уже семейный. В церковь ходит регулярно. Покойного отца его Иван Петрович знал близко: дела вместе делали. 100 000, пожалуй, не даст - сумма большая. А вот с пятью другими купцами скинется по 20 тысяч и под разумный процент хорошего человека ссудит. Чего же не помочь. И сам авторитет свой повысит, да и прибыль получит. Надо помочь.

Вот тут уже оказывается, что честь вещь для человека необходимая. И БЕСчестному ему жить почти так же убого, как НЕчестному. Поэтому держится он за свою ЧЕСТЬ как умная деревенская девка: умру, а не отдам. Ну а потеряет - так это один раз и навсегда. После этого Стёпке Дормидонтову мож кто из жалости гривенник на опохмелку бросит, а вот, не то что дела делать, а разговаривать по-людски - никогда.

В связи с этим вспоминаю свою экскурсию на Алмазную Биржу в Тель-Авиве. Довольно забавное заведение, с собственным музеем. В музее мне запомнились личные вещи Рокфеллера: клюшка и мячик для игры в гольф - из чистого золота, украшенные множеством мелких бриллиантов. На мячике было много пустых впадинок без бриллиантиков - такое ощущение, что им реально играли :). Могу себе представить тщательность, с которой служащие гольф-клуба приводили в порядок площадку для игры в гольф, на которой поиграл Рокфеллер своим мячиком :)

Судя по экспозиции, весь этот нехилый алмазный бизнес начинался с гранения алмазов в Европе (в основном Амстердам). Не потому, что евреи такие хитрые, а потому, что нужда заставляла: нормальной воздухоочистки не было, мастера дышали при огранке алмазной пылью, и прощались с лёгкими годам к тридцати...

Но не будем о грустном, давайте о весёлом. Дык вот. Наш музейный гид рассказала нам красивую историю, по поводу истинности которой ничего не могу сказать, передаю как слышал. Может быть, израильтяне меня поправят, если что не так.

Будто бы у алмазных дилеров на этой бирже сложились свои традиции, берущие свое начало еще в Амстердаме.

Во-первых, бизнес семейный, передающийся по наследству. Постороннему "с улицы" попасть сюда крайне сложно.

Во-вторых, на бирже есть ограничение по сумме сделок снизу: что-то порядка миллиона долларов. Но, опять же, согласно традиции, многомиллионные сделки совершаются на основе устных соглашений. Т.е. для фиксации сделки достаточно двух "честных слов" с обеих сторон.

В этом месте наша, в основном российская, экскурсионная группа, конечно, хором удивилась: "Как так, и что, ни разу никто никого не надул?". На что гид выдержала эффектную паузу и поведала, что, по традиции, алмазный брокер, нарушивший условия сделки или как-то не выполнивший своих обязательств, навечно лишается прав работать в этом сообществе. А также лишаются прав работать в алмазном бизнесе его дети, внуки, правнуки, и т.д., без ограничения колена.

В этом месте мы, конечно, немножко прихуели... :)
Previous post Next post
Up