Южная Осетия: руины победы

Dec 06, 2013 18:38

По прибытии в цивилизацию наши новые знакомые отправились в лагерь на фестиваль бардовской песни. Мы же решили посетить Цхинвал, для чего вернулись на Транскам и двинулись на юг. От цейской развилки до столицы Южной Осетии - 110 км. Тем не менее, на дорогу мы «убили» больше трех часов! На скорости сказалось «качество» дорог непризнанного государства - на большем протяжении разбитый асфальт.



Сильно тормозила извилистость магистрали и большое количество населенных пунктов вдоль неё. Но самую большую временную потерю преподнес нам 4-километровый Рокский тоннель. Границу преодолели без проблем: наш пограничник только глянул в паспорта и, увидев фотоаппарат на моих коленях, попросил не снимать на посту. На югоосетинской стороне вбили наши данные в компьютер, для чего пришлось выходить к специальной будочке, окинули взглядом багажник. На всё - про всё - минут 15. Столько же потеряли на военном посту в селении Верхний Рук: там военные заинтересовались зарубежными визитерами и сделали так называемую регистрацию - вписали данные из наших паспортов в тетрадочку. Ну теперь-то все препятствия позади - выдохнули мы и… внезапно уперлись в автоколонну.







Пробка была только в одном направлении - на Цхинвал, в противоположном же машины шли свободно. Путем расспроса окружающих выяснили, что тоннель на ремонте. Поскольку движение в нем реверсивное, в каждую сторону он работает по часу. И наш час пробьет нескоро - аж через 50 минут. Машин впереди было немного - наверно, все жители республики уже в курсе почасовой работы тоннеля. Местные приняли нас за строителей - а кого еще, кроме них, их северных собратьев, да еще военных, понесет в разрушенную войной, небогатую достопримечательностями частично признанную страну?



Кстати, 15-й регион России встречается в ЮО едва ли не чаще, чем родной бело-красно-желтый. Попадаются и другие российские номера, преимущественно Краснодар и Ростов. В основном это фуры и самосвалы, вероятно, задействованные в восстановительных работах. К слову, работы в этом направлении еще немеряно - в не менее ужасающем состоянии, чем дороги, находится жилищная инфраструктура. Подъезд к столице страны встречал нас не заводами, автосалонами и сити-моллами, а бесконечными развалинами.



Десятки многоквартирных домов, разрушенных бомбежками четырёхлетней давности, так и стоят в руинах. Следы войны скрашивают растения, пустившие корни в пустых глазницах окон и превратившие изуродованные стены в некое подобие живых изгородей. Замечена была только ОДНА стройка - в пригороде возводили многоэтажный панельный дом. На центральной улице Сталина - дорожный ремонт, рабочие неспешно катают тележки с щебнем, кое-где восстанавливаются частные дома.





Лозунги «Спасибо,  Россия!», написанные от руки краской, глядят с обшарпанных вагончиков и щербатых кирпичных стен. Принимаем слова благодарности - ведь Архангельская область наряду с другими российскими регионами вложилась в восстановление республики, перечислив более 80 млн. руб. на ремонт цхинвальской школы №5. Говорят, средства до школы так и не дошли. Удостовериться в этом лично не удалось - солнце почти село, и искать школу не было времени.



Центр города освещён, чего не сказать о периферии - с наступлением вечера узкие грязные улицы с одноэтажными домами погружаются во тьму. Удручающее впечатление усилил вид главной площади - выщербленный круг с неработающим облезлым фонтаном посередине, окаймленный скамейками. Скамейки не пустовали - на каждой расположилось по несколько молодых людей, потягивающих пиво. В качестве дополнительного украшения площади служили две легковушки стражей порядка. Улицу Сталина украшало белое блестящее здание - явный новодел.



…Возвращаться ночью было даже веселее - тьма скрывала руины. Хотя на постах к нам больше не приставали, не удалось избежать задержек, источником которых послужил все тот же Рокский тоннель. Мы въехали в его промозглое чрево, радуясь, что угадали со временем, как вдруг перед нами заглох легковой «БМВ». Водитель «бэхи», молодой югоосетинец, во всём винил дешевый бензин, что заправил на своей родине. Видали мы такой в Северной Осетии - по 21 рубль литр АИ-92. Как пояснили знатоки, это ворованное топливо, которое привозят чеченцы. Заливают его в «копейки» и им подобные машины, которые жрут всё, и даже если сдохнут, автовладельцы от этого особо не расстроятся. Видимо, привередливый двигатель «немца» не смог переварить плебейского кушанья. После долгих и безуспешных попыток завестись аварийное авто дотолкали до кармана и позволили нам проехать.



Приехав к полуночи во Владикавказ и наслаждаясь видом из окна 9 этажа на залитый огнями проспект Доватора, мы пожелали Южной Осетии достичь когда-нибудь уровня благосостояния своего северного соседа. Желательно без материального ущерба для российских регионов.

Кавказ, Автопутешествие, citroen, Южная Осетия

Previous post Next post
Up