Прочитала еще одну книжку Франсин Риверс. «Сад Лиоты». (Про "Алую нить" писала
здесь.)
Кого раздражают христианские книжки, проходите мимо.))
Мне бывает немного не по себе, если миссионеры ведут себя слишком навязчиво. Но я готова это принять. Риверс мне представляется таким миссионером. Она идет тараном на своего читателя и не дает ему расслабиться до конца повествования. И да, она разжевывает и упрощает. Но до чего же она хорошо выписывает «слои».
Бабушке Лиоте 84 года и она живет одна в своем стареньком доме. С запущенным садом. Когда-то это был ухоженный сад. И в доме жили три поколения. Сегодня Лиота одна и ее успешные дети, сын и дочь, не приезжают к ней. За сына по телефону отвечает невестка, и он всегда занят. Дочка звонит раза два в год на День благодарения и Рождество. Приезжает редко и давно уже не привозит внуков. Каждый разговор дочери с матерью - это обвинения в адрес Лиоты и «перемывание» обид. Дочь Лиоты не может больше пяти минут находиться в доме своего детства, где она страдала от деспотизма бабушки Элен Рейнхардт и скучала по своей вечно отсутствующей матери. Она ненавидит сад, который Лиота любила всю жизнь больше, чем собственных детей.
Давно умерла деспотичная старуха Рейнхардт и была ли она такой уж бессердечной. Нет в живых мужа Лиоты. Но очень даже здоровы и хорошо питаются ее дети.
Почему же бабушка Лиота осталась одна. Что думают об этом ее дети и внуки. Что они делают и как живут с «этим». Что делает и о чем молит Бога Лиота. И что из этого получается.
Роман буквально затягивает в увлекательное путешествие по проблемам, обидам и непониманиям семейства Рейнхардт.
Это американцы и дело происходит в Калифорнии. Они какие-то другие со своими индейками и женскими клубами по обмену домашним печеньем. Но они такие же, как мы.
В любой склоке мы обычно хорошо понимаем свою «рубашку» и сочувствуем человеку, близкому нам возрасту или опыту, или по схожести ситуации, в которую он попал. Прелесть описательских упражнений Риверс в том, что она не ленится и, главное, может тщательнейшим образом вникнуть в «колокольню» каждого персонажа. А затем в незамысловатом с первого взгляда сюжете примирить непримиримых, и даже оставить глухим право не слышать и дальше. Одни герои молятся - обращаются к Богу каждый раз, другие - не знают Бога и даже не пытаются искать Его.
Впрочем, не стану слишком упрекать автора в простоте сюжета. Есть и неожиданные, и дико щемящие повороты. К примеру, убийство.
Но есть и хэппи энд, в который не хочется верить. Поскольку это не «энд», а какое-то начало. Но смутное. Может, будет продолжение?
А если уж хэппи энд в американском стиле, я бы предпочла, чтобы кое-кто поженился (вышел замуж) и родил бы детей. Тогда сладкая песня была бы спета по-моему.
И все-таки, бабули, песенка эта не так уж слащава, как может показаться на первый взгляд. Это роман о современных христианах, которые проживают свою жизнь - идут свой путь. Кто как может. Что-то они не успеют сделать. И это будут преодолевать их дети и внуки.
Но радостная весть заключается в том (про Благую умолчу для скромности), что в любой точке своего путешествия можно открыть уши и глаза. Было бы желание.
В этом смысле я поклонник старательной Франсин Риверс. То, что она делает, мне очень близко и точно находит отзыв в моем сердце.
Кстати еще раз убедилась, насколько сложна «американская мечта». Если мы тут погрязли в зависти и агрессии. То наши христианские братья в лицемерии и приличиях.
Ничего, что я упрощаю? Ну так просто понятнее немного.))
Есть еще такая тема «бабло решает все». Или выгода (что, то же самое вообще-то). Не буду взвешивать, где больше бабло решает, у них или у нас. Но просто в Калифорнии, в целом, средний уровень жизни выше. Так что…
Больных бабушек там больше норовят пристроить в дом престарелых. А у нас отправить на помойку. Просто не кормить для начала. И не мыть.
Но дело не в этом, бабушка!
Ты пока еще можешь за собой поухаживать. И даже у тебя есть деньги.
Но ты сидишь одна в своем саду. И никто, никто к тебе не приходит. Никто из тех, кто тебе дорог. Кого ты любишь. Да и вообще никто! Почему?
Моя мама сказала, что она с удовольствием бы сидела в саду одна. Только сада нет.
Вот чудачка, она весь летний сезон может у нас сидеть в саду на даче. Только не может. Или не хочет?
- Мамуль, зато тебе дети звонят каждую неделю и внуки приезжают. Счастливая ты бабушка! Ну без личного сада. А он нужен тебе, личный-то?
Франсин Риверс всем героям предъявляет личный счет.
«Господи, что я такого сделала, что привело меня к такому печальному концу?»
И автору хватает терпения и любви к своим героям, чтобы помочь распутать то, что, казалось бы, безнадежно запуталось.
Рекомендую.))