Не люблю парады, современные, во всяком случае. Зачем?
Парад, чтобы вспомнить, почтить память? Кому нужна помпезность, напыщенность? Помнить нужно тихо, каждый день, всё время, а не по датам праздничным.
А вспомнить есть кого. Война прошла по каждой семье, собрав свой страшный урожай, в поколениях оставив горький кровавый след…
Мой дед по материнской линии, Касимов Михаил Иванович, погиб в небе Румынии.
А как всё было здорово, до войны!
Дед родом из простой рабочей семьи, жившей в провинциальном уездном Липецке. Рано потерял родителей. Как старший и единственный мужчина в семье, сам воспитывал, выводил в люди младших сестёр. Работал и учился! Все в ОСОАВИАХИМ! Дед летает в аэроклубе, по комсомольской путёвке поступает в лётное училище.
Военлёты. На фото Михаил Иванович стоит.
Приехав в отпуск, в Липецке встречает свою любовь, мою будущую бабушку, совсем юную красавицу Серафиму.
Сыграв свадьбу, молодые уехали жить по месту службы деда, в Крым. Дед уже служил тогда в военном училище, учил молодых курсантов лётному мастерству. В Крыму родились мои родные дяди, Роберт (1931г.) и Игорь (1932г.).
В 1937 году дед не избежал ежовщины. Слава Богу, арестован не был, уволили из действующей армии и исключили из партии. Вернувшись в Липецк, Михаил Иванович поступает мастером в завод "Свободный Сокол", в труболитейный цех. Осудив репрессии Ежова, деда восстановили в партийных рядах. Но в армию до войны он уже не вернулся. Был избран председателем партийного комитета завода, отдавал себя партийной работе до страшного дня 22 июня.
А в 1940 году родилась моя мама, дед настоял: её назвали Симочкой, в честь любимой жены - Серафимы.
Со дня начала войны Михаил Иванович забросал инстанции настойчивыми рапортами с просьбой немедленного зачисления в действующую армию. На фронт! Бить врага! К августу 1941 года просьбу удовлетворили, деда зачислили в штат лётного состава РККА. Быстро восстановив навыки пилота, Михаил Иванович прибыл в 568 штурмовой авиационный полк (с 1944 г. - 187 Гвардейский Штурмовой авиационный полк (ГШАП)). На должность старшего политрука части. В дальнейшем - заместителя командира полка по политической части. В полку дед и провоевал до дня гибели. Прошёл, с боями пролетел от Москвы, через Сталинград, далее - на Запад, освобождая родные земли от агрессора. Был серьёзно ранен под Сталинградом. Оправившись от контузии, продолжал летать. А мог бы и не летать на боевые вовсе! Но, по рассказам сослуживцев деда, Михаил Иванович говорил: "Как же я буду людей в бой поднимать, на смерть отправлять, если сам не летаю, не воюю!". И летал, личным примером воодушевляя, ведя за собой!
Сохранились лишь несколько военных фотографий деда, совсем немного подлинных документов. Не до фото было, не до семейных архивов - война!
После ранения под Сталинградом.
Фронтовики. Ещё не все офицеры перешли на новую форму, с погонами. Некоторые с петлицами. Дед второй слева.
Офицеры-лётчики.
В центре - командир 568 ШАП (187 ГШАП) Герой Советского Союза Хомутов. Дед сидит справа. Фамилия майора слева неизвестна.
Интересна оборотная сторона фотографии, написано жене рукой деда
В лесу прифронтовом...
Уникальное фото, Михаил Иванович за штурвалом "летающего танка" ИЛ-2.
Награждён Михаил Иванович был неоднократно, настоящими, неюбилейными орденами. Награждать-то много стали к концу войны, а до 1944 года награду надо было ох как заслужить!
Скромное поздравление от земляков-большевиков.
Открытка с фронта.
Летом 1944 семья получила жуткую весть. Почтальон (горькая профессия в лихие времена) принёс извещение - дед пропал без вести, не вернувшись с боевого вылета. Свидетели гибели Михаила Ивановича есть. А вот могилы нет… Считался, пропал без вести.
Дед воевал, а в тылу жила семья. В тылу… Был ли он, тыл? Голод, холод, непосильный труд. Бабушка с тремя детьми на руках пережила две эвакуации, в Узбекистан и на Урал. К сожалению, утеряна её единственная фотография той поры. Поверьте мне на слово, женщина тридцати лет выглядит на фото как измождённая семилетняя девочка!
После гибели Михаила Ивановича старшего сына, Роберта, пришлось определить в Суворовское училище, которые были очень кстати созданы в те годы, в Воронеж. Так что мой дядька с 13 лет в сапогах, всю жизнь. Там, в училище, хоть сытно было, курсанты не голодали.
Старшие курсы училища, Роберт Михайлович, молодой курсант, уже после войны.
Роберт Михайлович продолжил офицерские традиции семьи, всю жизнь в армии, дослужился до генеральских погон. Скончался в 1989 году...
Фото начала семидесятых годов, Роберт полковник.
Второй сын Михаила Ивановича, Игорь, во время войны три раза сбегал из дому, на фронт! Одиннадцатилетний пацан мечтал бить фашистов, отомстить за отца. Благополучно возвращали беглеца матери. Подозреваю, после этих побегов дядька ещё долго не мог садиться на синюю от ремня задницу. После войны и Игорь поступил в военное училище, стал лётчиком-истребителем.
Но попал под хрущёвское "авиационное" сокращение Вооруженных Сил. Уволившись из армии, стал классным инженером, конструктором, работал на ответственных должностях. Жив, по возрасту здоров.
Матушка моя, ребёнок ясельного возраста, по рассказам бабушки, умирала в теплушке поезда, тащившего семью в эвакуацию на Урал. Умирала от голода, вшей. Чудом осталась жива, не надеялись уже.
В старые добрые коммунистические времена завод "Свободный Сокол" никогда не забывал своего павшего в боях воздушного сокола, Михаила Ивановича. Помогал, чем мог, семье, помогал вдове растить, учить детей.
Очень многое делалось для сохранения памяти о подвигах воинов, ушедших на фронт с завода. Например, ежегодно проводились всесоюзные соревнования по плаванию на учреждённый заводом Кубок имени деда, Михаила Ивановича. Бабушка, пока была жива, всегда лично награждала победителей. В заводском музее (которого сейчас нет!) был большой раздел, посвященный деду.
В 1985 году завод пригласил всех оставшихся в живых ветеранов 568 ШАП (187 ГШАП) в Липецк! Прибыло много офицеров, среди них несколько Героев СССР, сослуживцев, соратников Михаила Ивановича. Некоторые ветераны были даже с семьями. Помню большое собрание в заводском ДК, поздравительные искренние речи. Фронтовики обошли все школы городского района, проводя там уроки патриотизма, рассказывая о войне.
Вот несколько фото мая 1985.
У вечного огня на Сокольском кладбище. Женщина в центре справа - моя мама.
В музее. В центре, в платке - вдова Михаила Ивановича, моя бабушка, Серафима Александровна.
Сокольское кладбище. Возложение венков.
В центре, в штатском костюме, сын Михаила Ивановича Роберт Михайлович.
Подвиг ваш бессмертен...
Спасибо, деды! Спасибо, Солдаты! Солдатами в ту войну были все - мужчины-воины, труженицы-женщины, дети…
Низкий вам поклон!
Вы победили!!!!