Вчера была авторская экскурсия Ксении Альтерман. Тема - "Еврейская Москва".
Начали с рассказа про историю Московской Хоральной синагоги, потом прошлись по всем её этажам и залам, затем Ксения подробно рассказывала про приезд Голды Меир и реакцию властей на этот визит, а потом мы долго бродили по памятным местам. Экскурсия была почти на полдня и очень насыщенная.
Под конец Ксения рассказала про свое семейную историю.
У неё был чрезвычайно выдающийся прадедушка - историческая личность, один из отцов-основателей государства Израиль. Звали его - Натан Альтерман. Его портрет есть на 200-шекелевой купюре и фрагмент его стихов помещён в гимн Израиля.
В 1925 году, бросив благополучную и зажиточную жизнь в Москве (а на то время он был известным поэтом и преподавателем) Натан переехал жить в Палестину. Зачем? Согласно иудейской концепции, приход Мишиаха (Миссии) возможен только на земле Израиля. Место поселения - территория нынешнего Тель-Авива.
Никакого государства Израиль, как мы понимаем, тогда ещё не было, а была сухая безжизненная земля, на которой бушевала засуха и малярия. Потом, отучившись на агронома, он стал поднимать сельское хозяйство. (А как вы думаете в песках Палестины могло возникнуть такое сельскохозяйственное чудо? Это мы сейчас покупаем израильскую картошку и морковь в супермаркетах . А тогда - пески, малярия и камни. Никаких источников воды кроме дождя и засуха равносильна смерти.)
Много еще всякого разного нам Ксения рассказала, я запомнила одно понятие - это ключевое понятие иудаизма - тикун олам (תיקון עולם). Любой перевод будет неточным, но означает оно - исправление мира.
Согласно иудейской концепции, Создатель сотворил мир незавершённым и следом создал людей, чтобы они все закончили. Мы, люди, как бы являемся соработниками (коллегами) Творца и тоже участвуем в созидании мироздания (олам). В некоторых сообществах идея «тикун олам» - приравнивается к борьбе за социальную справедливость.