Св. Иоанн Златоуст: - Есть у нас духовное заклинание: Имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста... Если же многие, хотя и произносили это заклинание, но не исцелялись, то это произошло от маловерия их, а не от БЕЗСИЛИЯ ПРОИЗНЕСЕННОГО ИМЕНИ; точно также многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, а к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. И так станем Им украшаться им ограждаться.
Св. Игнатий Брянчанинов: - Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Иисуса. Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов... Ради имени Господня бывает услышана молитва наша. Силою Имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным, каким дозволяется пребывать в душе... Во Имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос - жизнь, и Имя Его живое: оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу.
Ученик. В чем заключается сила молитвы Иисусовой?
Старец. В Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Апостолы, как видим из книги Деяний их и из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа: исцеляли недуги, неисцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых ими человеков...
Однажды, вскоре после вознесения Господня на небо, когда все 12 Апостолов пребывали еще во Иерусалиме, два из них, Петр и Иоанн, пошли для молитвы в храм Иерусалимский. К вратам храма, называемым красными, ежедневно выносили хромого от рождения, и полагали на помост: хромой не мог ни ходить, ни стоять. Поверженный у врат, страдалец просил у входивших в храм милостыню, которою, как видно, питался. Когда Апостолы приблизились к красным вратам, - хромой устремил к ним взоры, ожидая получить подаяние. Тогда святой Петр сказал ему: «сребра и злата несть у мене; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея возстани и ходи» (Деян.3:6).
Увечный исцелел мгновенно, взошел в храм с Апостолами, и громко прославлял Бога.
Народ, пораженный удивлением, сбежался к Апостолам. «Мужи Израильские!, - Сказал св. Петр собравшемуся народу, - Что дивитесь сему? Или что смотрите на нас? Как будто бы мы свой силою или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль, Бог отец наших, прослави отрока Своего, Иисуса... и ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете»
(Деян. 3:12-13, 16).
Весть о чуде вскоре пронеслась до враждебного Господу Иисусу Синедриона. Синедрион встревожился, схватил Апостолов, отдал под стражу, а на следующий день позвал их к суду пред полное собрание свое. Призван был и исцеленный хромец. Когда Апостолы встали посреди сонмища богоубийц, недавно заклеймивших себя казнью Богочеловека, во имя и именем Которого теперь совершено поразительнейшее чудо пред множеством очевидцев-свидетелей, - Апостолам был задан вопрос:
«Какою силою, или каким именем вы сделали это?», - Петр, исполнившись Святого Духа, отвечал словами Святаго Духа, которые заключались следующими: «Да будет известно всем вам и всем людем Исраилевым, что именем Иисуса Христа, Назорея, Которого вы распясте, Его же Бог воскреси от мертвых, Им поставлен Он пред вами здрав... Нет другого имени под небесем, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:7, 10, 12).
Враги Божии были вынуждены умолкнуть пред непреоборимою силою глаголов небесной истины; не нашлось многочисленное сонмище мудрых и сильных, что сказать и чем возразить на свидетельство Святого Духа, возвещенное двумя некнижными рыбарями, запечатленное Божиим чудом.
Синедрион прибегает к своей власти, к насилию. Несмотря на явное чудо, несмотря на свидетельство, данное истине Самим Богом, Синедрион запрещает настрого Апостолам учить о имени Иисуса, даже произносить это имя.
Но Апостолы отвечали дерзновенно: «судите справедливо ли есть пред Богом, слушать вас паче Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:19-20).
Синедрион опять не находит возражения, опять прибегает исключительно к своей власти, повторяет строгое воспрещение. Он отпустил Апостолов, ничего не сделав им, хотя и желал излить на них исступленную злобу: чудом всенародным связывались и настроение его и действие. Петр и Иоанн, возвратившись к своим, передали им угрозы и воспрещение верховного судилища. Тогда двенадцать Апостолов и все члены новорожденной Иерусалимской Церкви пролили единодушно пламенную молитву к Богу: молитву противопоставили они силе и ненависти миродержителей - человеков и демонов.
Новозаветные фарисеи в лице митр. Антония Храповицкого. арх. Никона Рожд., митр. Владимира Богоявленского и Священного Синода ПРЦ вслед за своими предшественниками богоубийцами отвергали живительное имя Божие. Незадолго до Революционного февральского переворота они, пользуясь своей властью, разослали по приходам и монастырям в форме приказа свое еретическое исповедание имени Иисусова. А от афонского имяисповедания было приказано всем духовным отречься и принять их всегубительную богохульную ересь, худшую иконоборческой. Этой ересью была обнажена Россия благодати окончательно. Имя Божие неразрывно с Его Божественным Носителем. Отвергнуться святейшего имени Божия, признав его человеческим, это значит отвергнуться Самого Христа. Эта ересь поныне очень сильна в осколках РПЦЗ и кое где в МПРпц. Из 70 кусков РПЦЗ только три имяславцы, вернувшиеся к правильному исповеданию.