Сергий Нилус
22 апреля
Дождемся ли мы Антихриста или не дождемся, про то Бог весть, а дело свое делать нужно. Вложил мне Господь в руки перо, посадил на берегу Божьей реки, у ограды Оптинской: пиши, раб Божий Сергий, записывай все, что, как Божий дар, в часы твоей молитвы внесет река в раскинутые мрежи.
Будем записывать!
Эти дни что-то потише стало в нашем доме. И в самой Оптиной народу поменьше, особенно из так называемой «интеллигентной публики»: можно подольше беседовать со своими записками.
Вот передо мною лежат записки с Афона одного сердечного моего друга по вере и общим христианским упованиям. Писаны они были им в виде дневника в памятный 1905 год. Долго год этот будут помнить и афонские иноки, и русские люди! Недаром мы - родные братья по духу с Афоном.
«Возьмите, - говорил мне мой друг, - эти записки и делайте с ними, что хотите. У меня они пропадут, а вам, быть может, для чего-нибудь и пригодятся».
Вот дошел теперь черед и до этих записок.
Приятель мой был торговец и в 1905 году ушел на Старый Афон искать «Небесного Иерусалима». Теперь он опять торговец, но любви к доброму монашеству не утратил и, когда есть время, наезжает в Оптину помолиться Богу, поговеть, побеседовать со старцами, поплакать со мною о том, что было и что стало на земле родной…
Хороший человек, святая душа!
Записки его охватывают период времени от 20 марта 1905 года по 30 мая 1906-го. Тогда на Афоне тряслась земля, а у нас - трясло великое Русское Царство. Знаменательное совпадение!
* * * *
«Господи, благослови!» - Так начинаются записки моего друга.
«Сего 1905 года, марта 20-го дня, в воскресенье, выехал я в Киев, где на Благовещение приобщался Святых Христовых Тайн. В тот же день выехал в Одессу, откуда 29 марта на пароходе «Лазарев» отправился через Константинополь в св. град Иерусалим.
В пути я обрел себе двух компаньонов, одного из Кимр, а другого из Одессы - оба простосердечные, хорошие люди, с которыми мы безпечально совершили путешествие до самого Иерусалима. Море было поразительно хорошо.
Константинополь дивно прекрасен по местоположению, но зато население его - это нечто невыносимое по внешней грязи, производящей удручающее впечатление. Если бы не Подворье Афонских монахов, то добром бы и не помянуть мне Константинополь.
Попутные города не лучше...
10 апр. 1905 года, на Вербное Воскресенье, в 6 часов пополудни мы прибыли в святой град Иерусалим. На другой день с неразлучными своими спутниками отправился в желанный великий и святой Храм Воскресения Христова, где Голгофа, где Гроб Господень, откуда «возста Господь, яко от чертога».
Сердце билось и трепетало, как голубь крыльями…
Но, увы, уже на пути к Храму чувства мои были парализованы частью утомлением от большого морского переезда, но больше обстановкою того пути, по которому пришлось идти к храму: гул и гам от крика и говора всевозможных представителей народностей, со всего света собравших своих представителей в этот духовный центр всего мира, рев ослов и других животных; вид калек и грязных, нахальных нищих, назойливо требовавших подачки; улицы грязные, узкие, усеянные бродячими собаками - все это расхолаживающе и угнетающе действовало на мою впечатлительность, и, входя в храм, я уже не испытывал чувств никаких.
В Храме опять грязь греческого неблагоговейного хозяйничанья, жадность проводников - умиления как не бывало. Наш проводник, желая поскорее от нас отделаться, чтобы захватить новую партию паломников в добычу, толкал нас чуть не по шее, заставляя на рысях прикладываться к показываемой святыне. Это переполнило чашу нашего терпения, и мы ушли с горечью, чуть не плача от разочарования.
На другой день - другое искушение. Прошли в храм и пожелали в нем остаться на ночь. Турецкая стража на ночь запирает его от 8 часов вечера до 3 или 4 утра. На меня и на моих спутников напал сон, и нам предложили уснуть на хорах, где были разостланы грязные ковры с грязными тюфяками и подушками. Не более двух-трех часов пролежали мы на них и набрались такого множества всевозможных насекомых-паразитов, что потом долго от них не могли отделаться.
Но всем искушениям настал конец перед неописуемым величием и силой впечатления дня 16 апр., Великой Субботы, во время так называемой Благодати схождения Святого Огня, благодатно сходящего свыше на Гроб Господень. Собственно говоря, по торжественной праздничности этот день в Иерусалиме и есть Пасха, к этому-то именно дню и стекаются паломники со всего света: кто ревнитель благочестия, кто ради праздного любопытства или приключений и сильных ощущений - словом, люди всякого сорта и всевозможных национальностей.
Уже со Страстной Пятницы город кипел народом, улицы, и без того тесные, стали непроходимы, в воздухе шум и гомон стояли невообразимые…
Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места ценою от 50 копеек на наши деньги до 10 рублей.
Мы решили идти в Храм в субботу в 9 часов утра. В нашей миссии нам было объявлено, что служба в Воскресенском Храме перед «Благодатью» начнется около часу дня. Народ огромными толпами направлялся к храму. Лавки все были закрыты. Близ Храма народу было - пушкой не прошибешь. Солдаты-турки отгоняли народ плетьми, но и это мало помогало - народная волна все приливала и приливала.
…Что будет дальше? Как нам пройти?.. Господи благослови! - и мы нырнули в толпу, как в океан, который нас на гребне своей волны вынес в сам храм.
На наше счастье, по милости Божией, еще оставались продажные места для присутствования в Храме на Богослужении. Мы заняли места в первом ряду, близ Кувуклии, но турецкая стража схватила нас за шиворот и вытолкала в главный Храм. В главном Храме нас ожидала та же неприятность: там паломники спихнули нас с передовых позиций. Показное смирение уступило место грубому эгоизму, каждому было дело только до самого себя. Повсюду слышалась брань, все толкались. Но, к радости нашей, то не были наши русские паломники, а греки и другие иностранцы. Эти без всякого стеснения готовы дать по шее, лишь бы самим занять место поудобнее.
Тяжело было бороться за место, да жара к тому же стояла невыносимая, но нечего было делать - надо было держаться до часу начала богослужения, до получения Благодатного Огня, этого великого чуда милости Божией.
С двенадцати часов дня греческое духовенство начало готовиться к Богослужению. Нами и всеми присутствовавшими стало овладевать лихорадочное нетерпение. И, Боже милостивый! - что только тут начало твориться с арабами, коптами и абиссинцами - с темнокожими нашими единоверцами! Такой поднялся топот и гомон, что этого и передать невозможно… От такого неблагочиния состояние моего духа понизилось еще на несколько градусов. Впору было уйти вон из Храма…
Наконец, около часу дня Патриарх в одном хитоне вошел в Кувуклию и был заперт там. Ожидание стало еще более лихорадочным. И вдруг шум затих, все замерло, и наступила такая тишина, что слышно было только биение одного тысячегрудного сердца всей массы находившихся в Храме. Минуты переживались неописуемые неизобразимого, священного, какого-то никогда не испытанного духовного томления…
Около двадцати минут второго в отверстии Кувуклии показался Патриарх Дамиан с пуком огня, и от этого огня мгновенно запылал весь Храм.
Что было со мною, писать отказываюсь: такой восторг, такой подъем духа, такой трепет!.. Я был вне мира, где-то над землей, в надмирной вечности, в пещи огненной с тремя отроками, неопаляемый пламенем ее седмеричного разжжения. И действительно, я был в море огня, который не опалял и не жег, несмотря на то что кругом меня люди совали себе его в рот, огнем крестили лицо, волосы, руки. Я и на себе самом испытал это необъяснимое, дивное свойство этого неопаляющего Благодатного Огня.
Такое свойство Благодатный Огонь сохраняет в себе только несколько минут, после чего становится обыкновенным, стихийным.
На первый день Пасхи Иерусалим наполовину опустел. Мы этот нареченный и святой день встретили в нашей миссии по-российски, но не так восторженно-радостно, как дома: Благодатный Огонь несколько умалил красоту этого Великого дня, подавив силою впечатления все наши чувства.
Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49).
Ты и низвел его, Господи! Он со дней Твоих земных невещественно горит в сердцах Тебе верных, а вещественно - каждогодно на честном Гробе Твоем в Иерусалиме.
Слава силе Твоей, Господи!»