Мы, крестьяне Великой Сибири
Лора Кольт
ЛОБНОЕ МЕСТО НА РЕЧНОМ БЕРЕГУ
В названии деревни Черная Вагайского района нет никакой мистики - просто речушка, на берегу которой в давние времена поселились люди, носит имя Черненькая.
Два века назад на левом, высоком, берегу Черненькой местные жители построили Церковь - золотые купола видны были издали, а праздничный колокольный перезвон слышен на всю округу.
Глухой зимой 1921 года святое место у Храма стало лобным: здесь были убиты ... (кто знает сколько?) крестьян - повстанцев, участников крестьянского мятежа, вошедшего в историю под названием Западно-сибирского восстания.
- Старики говорили, - рассказывает мне местный краевед, Анатолий Н. Копотилов, - что Повстанцев и просто зажиточных крестьян приводили сюда со всех деревень. Пули на них жалели - рубили головы, сбрасывали с высокого берега вниз, они катились, как капустные кочаны, по склону, а весной, когда сошел лед, по реке плыли страшные свидетельства тех расправ, вселяя ужас в души и сердца жителей деревни.
Я могла бы ему не поверить - слишком уж неправдоподобно, с точки зрения нормального человека, звучат такие истории, но к тому времени знала уже достаточно о событиях тех давних дней. И не такое знала…
В 20-тые, уже Совецкие годы, Церковь закрыли, в 30-тые - разрушили, а когда 70 лет спустя решили восстановить и стали копать котлован под новый фундамент - на месте прежнего к тому времени стояла Часовня, на глубине не более полуметра нашли множество человеческих останков...
Убитых повстанцев закапывали - слово «хоронили» в данном случае никак не уместно - здесь же, у Храма, на скорую руку. Мерзлая земля поддавалась с трудом, так что красноармейцы не дали себе труда выкопать глубокие могилы. Тела скинули в ямы, присыпали сверху землей в полной уверенности - никто не будет их искать, никто не будет задавать лишних вопросов.
- Найденные останки мы сложили в мешок, - рассказывает Анатолий Никитич, - увезли на кладбище и похоронили. Но я знаю, что у Храма, где ни копни, обязательно наткнешься на человеческие кости. Здесь одна большая могила...
О событиях кровавого 21-го хотели забыть все - и коммунисты, и сами селяне. Первые - потому что тогда пришлось бы вслух говорить об истинных причинах, приведших к Геноциду сибирских крестьян. Вторые - потому что мятеж расколол сибирскую вольницу надвое: каждое село, каждую семью. Брат убивал брата, свояк - свояка, отец - сына, сосед - соседа… И как можно было жить дальше, если не постараться обо всем забыть? - о правых и виноватых, о тех, кто убивал, и кто был убит. Можно ли жить во зле, в ненависти, думая о мести? Или нужно отречься от памяти - ради спасения своих детей, ради продолжения жизни. Странное, искусственное, вынужденное безпамятство.
Старики из глухих деревень, по которым прокатилась волна восстания, те, кто помнит о событиях 21-года уже только по рассказам своих отцов и матерей, отводят глаза, когда задаешь им неудобные вопросы: к чему ворошить прошлое? Надо все забыть. Так легче. Есть, наверное, и другая причина. Помнят о победах, поражения предпочитают забывать.
БУДЬТЕ ЖЕСТОКИ И БЕЗПОЩАДНЫ
Гражданская война прокатилась по югу Западной Сибири в 19-м - 20-м годах и ушла дальше, на Восток. В Ишимском уезде, как и по всей Тюменской Губернии, наступил зыбкий, как отражение месяца в озёрной воде, мир. А в конце января победоносного для Советской власти 1921 года вспыхнуло восстание уже крестьян. С ним по масштабам не могли сравниться ни Кронштадтский мятеж, который поддержали двадцать семь тысяч (бывших ранее Красными) солдат и матросов, ни Тамбовское восстание, в котором приняли участие около пятидесяти тысяч человек. В Сибири, по самым скромным и неточным подсчетам историков, за оружие взялись одновременно не менее ста тысяч крестьян. Лозунгом Повстанцев стали слова «Победа или смерть!» Судьба даровала им второе. По приблизительным данным, в течение нескольких месяцев 1921 года погибло более 50 тысяч человек - участников антисоветского восстания.
Ни в одном советском учебнике истории вы не найдете ни строчки об этой страшной, кровавой эпопее, которую официальные идеологи Советской власти называли кулацко-эсеровским мятежом, старательно избегая разговора и о причинах, которые его вызвали, и о последствиях.
Первая Мировая война и последовавшие за ней Революции принесли свои печальные плоды: летом 1920-го года в России, опустошенной, разоренной, обезмужиченной, разразился голод. К 1920-му году по сравнению с предвоенным уровнем на 1/3 сократилось производство продукции сельского хозяйства, 30% крестьянских хозяйств не имели посевов; еще 1/3 собирала урожай, недостаточный, чтобы прокормиться. Кадры старой хроники сохранили для нас изможденные лица детей, их тонкие, костлявые пальчики с зажатыми в них хлебными пайками. Война и голод - две силы, способные выбить трон из-под любой власти. Уж если трехсотлетняя Монархия не удержалась, что говорить о власти большевиков, которая не отметила еще и третьей годовщины. Положение нужно было спасать, а для этого накормить Россию. Хлеб в стране был - далеко, за Уральскими горами. И его нужно было изъять - любой ценой. Данные о том, сколько, в действительности, хлеба было в Сибири, приводит в своем очерке «21-й» тюменский писатель К. Лагунов: в приказе тюменского Губисполкома и Губпродкома от 10 сент. 1920 года за №43 отмечается, что «в Ишимском и Ялуторовском уездах насчитывается до 2-х млн. пудов хлеба, собранного в прошлые годы и лежащего в необмолоченном виде».
И 20 июля 1920 года Ленин подписал декрет «Об изъятии хлебных излишков в Сибири»: «Совет Народных Комиссаров во имя доведения до победного конца тяжкой борьбы трудящихся с их вековыми эксплуататорами и угнетателями постановляет в порядке боевого (выделено мной - авт.) приказа:
1. Обязать крестьянство Сибири немедленно приступить к обмолоту и сдаче всех свободных излишков прошлых лет (заметим: речь первоначально шла о свободных излишках! - авт.).
2. Виноватых в уклонении … граждан карать конфискацией имущества и заключением в Концентрационные Лагеря как изменников делу рабоче-крестьянской Революции.
Кроме хлеба, продразверстка распространялась на картофель и овощи, домашнюю птицу, табак, мясо, шерсть, овчину, кожи, сено. На плечи разоренных крестьянина ложились лесозаготовка, гужевые и иные повинности. И все это ради того, чтобы спасти пролетарскую Революцию, которая, по словам самого Ленина, «сибирскому крестьянину никакого улучшения не дала»...
К 1920-му году по всей азиатской России (Сибирь и Дальний Восток) скопилось 396,3 млн. пудов зерна. Но прежде, чем называть их излишками, стоит вспомнить, что хранились они не в одном месте, а в миллионах крестьянских хозяйств. К тому же руководителей молодого Советского государства мало интересовал тот факт, что переменчивый сибирский климат сыграл с крестьянами злую шутку: засуха, длившаяся три месяца, не пощадила посевы. К началу продразверстки количество хлебных запасов уже сократилось на треть. Призрак голода бродил по сибирским деревням. Кроме того, с марта 1920 года в Тюменской Губернии действовали многочисленные Карательные и Продовольственные отряды, изымавшие хлеб. Недовольных государственной политикой крестьян арестовывали, отправляли в тюрьмы и Концентрационные Лагеря. Но и этого показалось мало. С августа 1920 по янв. 1921 года были введены 34 вида развёрстки. Только хлеба и зернофуража нужно было сдать 3,3 и 4,9 миллионов пудов! Две трети задания пало на Ишимский уезд.
Сделать это было невозможно - у крестьян не было такого количества зерна. И все же в конце октября 1920 года Тюменский Губисполком издал директиву: выполнить 60 процентов разверстки к 1 декабря 1920 года. «Будьте жестоки и безпощадны ко всем, кто способствует невыполнению продразвёрсток. Уничтожайте целиком хозяйства тех лиц, кои будут потворствовать невыполнению развёрстки. Уничтожайте железной рукой…».
Насчет «железной руки» - это не для красного словца: широкое распространение получила практика захвата заложников. Жизни крестьян в сибирском селе, где сильны были общинные устои, где существовала круговая порука в хорошем смысле этого слова, где сосед всегда мог рассчитывать на помощь соседа, меняли на зерно.
В начале декабря 1920 года член коллегии Тюменского Губпродкома Я.З. Маерс писал своему непосредственному начальнику губернскому прод. Комиссару Г.С. Инденбауму: «… Посылаю тебе копию Приказа относительно заложников. Вчера взял 20 кулаков из Боровской волости. Это дает большой моральный эффект. … Это вызвало некоторый ропот. Но, положительно, кулаки поспешили к вывозу хлеба»...
29 дек. 1920 г. в губернской газете «Известия Тюменско-Тобольского Губкома РКП (Б), Губисполкома Советов и Горсовета» был опубликован приказ, подписанный зам. заведующего политбюро Ишимского уезда И.В. Недорезова и все тем же Я.З. Маерсом: «… Политбюро приказывает немедленно арестовать всех без исключения кулаков следующих волостей: Локтинской; Теплодубровской; Ларихинской; Казанской; Аромашевской; Ражевской; Усовской; Больше-Сорокинской;
При аресте широко объявить населению, что они берутся заложниками впредь до выполнения продразверстки целиком…».
«В Ражевской волости взято заложниками 14 человек из кулацкого и противодействующего элемента… - сообщал из Голышмановского района уполномоченный В.Г. Стахнов. - Почти каждому гражданину оставлена голодная норма. Все силы и внимание сосредоточены на то лишь, как бы выполнить данные нам боевые (выделено мной - авт.) задания. Взято, что называется, все».
Выполнение разверстки любой ценой! - такова была установка Советской власти. Не считаясь ни с какими моральными устоями, и законами. Методы, которые при этом использовались, порой вызывали недоумение даже у простых сельских коммунистов - таких же крестьян, как и те, кто подвергался разверстке и связанными с ней репрессиями. 8 дек. 1920 года Бердюжская волостная ячейка РКП (б) Ишимского уезда обсуждала вопрос о возможности применения карательных мер к тем, кто отказывается выполнять приказ о выдаче продовольствия: «…на заданный вопрос, допустимо ли садить граждан в холодные амбары, (Инденбаум Комиссар) заявил, хотя это с точки зрения Коммунизма недопустимо, но зато дает возможность выполнить разверстку. … На вопрос, нужно ли оставлять норму хлебных продуктов 13,5 пудов в год на едока, Инденбаум ответил, что ни о каких нормах говорить не приходится, а необходимо выполнить разверстку…».
Советская власть ставит себя над законами. Попытка судебных органов создать хоть какое-то правовое, поле вокруг ситуации с изъятием продовольствия, поставить Продорганы в разумные рамки и ограничить правовой безпредел встречает открытое сопротивление: «… Президиум Губисполкома считает, что Продорганы имеют право непосредственно применять реквизиции и конфискации с последующим рассмотрением этих дел судебными органами». (Выписка из прот. №1 заседания Презид. Тюменского Губернского Исполкома Советов от 22 декабря 1920г.)
Иными словами - сначала мы придем и ограбим, а потом уж вы решайте, судиться с нами или нет.
10 декабря Губпродкомиссар Г.С. Инденбаум издает приказ: «…Немедленно перестать церемониться с волостями и ударить так, чтобы звуки отдались по всему району. Время не терпит».
И 31 декабря 1920 года Чрезвычайная Тройка обязывает крестьян Ишимского уезда к исходу суток выполнить вся продразверстку (хотя по декрету СовНарКома это требовалось сделать к 1 марта).
Началось невиданное массовое ограбление крестьян. Сибиряки молчали, когда забирали «едоцкое зерно». А потом непрошенные гости пришли и за семенным…
Приказ №3 Ишимского Упосевкома 27 января 1921 года: «… в недельный срок взять весь семенной материал, находящийся в отдельных хозяйствах лиц, проживающих в городе Ишиме. …За несвоевременную или неполную сдачу семенного хлеба в общественные амбары и употребление такового на продовольствие у виновных будут конфискованы все семена, живой и мертвый инвентарь».
Член Губернской продовольственной Коллегии Я.З. Маерс сообщал: в Ишимском уезде, «был и весь хлеб забран, не осталось даже для обсеменения одной десятины».
В конце января 1921г. Спиринское Сельское собрание Челноковской волости в своем решении записало, что для подготовленных к посеву 426 десятин нужно 4280 пудов семян, а имеется лишь 1250; на 646 едоков «до нови» надо 6400 пудов, а есть только 700 пудов зерна.
Но Советская власть продолжала закручивать гайки. Директива члена Губпродколлегии Лауриса гласила: «…Необходимо сделать решительный удар… Больше церемониться нечего, надо быть чрезвычайно твердыми и жестокими и изъять хлеб… Разверстка должна быть выполнена, не считаясь с последствиями, вплоть до конфискации всего хлеба деревни, оставляя производителя на голодную норму».
Ишимский уездный Исполком угрожал крестьянам, что «во всех случаях обнаружения скрытого хлеба у одного гражданина конфискуется таковой у всего общества, не считаясь ни с какими мерами».
Председатель Березовского Уисполкома 10 февраля сообщал Губисполкому, что работники Кондинской продконторы в январе отдали приказ о немедленном забое крупного рогатого скота в счет мясной разверстки. Крестьяне просили повременить, так как коровы стельные, а мясо все равно до начала навигации не вывезешь из Березова, и оно будет лежать в ледниках. Продработники настояли на своем. Было забито 85% стельных коров.
Можно ли было избежать большой беды и не допустить кровопролития? Несомненно! Политика, направленная на ограбление крестьян, вызывала возмущение даже у тех, кто по долгу службы, а, может, даже и по велению сердца стоял на страже интересов Советской власти. С мест доносились голоса, в который звучало недоумение, непонимание и одновременно - надежда на то, что еще можно остановить уже запущенный механизм самоуничтожения. Милиционеры, коммунисты, советские работники сообщали о произволе продработников, о самоуправстве и безчинстве красноармейцев, но голоса их не были услышаны.
Замначальника милиции 5-го района Ишимского уезда Мелихов писал в конце декабря 1920 года: «Творится что-то невероятное… В зимнее время стригут овец, забирают последние валенки, рукавицы, обстригают шубы, конфискуют скот крестьянина, разувают детей-школьников… Зачем же мы, коммунисты, говорили, что мы защитники трудящихся? … Жены красноармейцев плачут от непосильной разверстки, детям не в чем ходить в школу: их одежду отдали в разверстку. Что скажут дорогие товарищи красноармейцы, которые бьются за наше светлое будущее, когда они услышат от своих родных, что у них забрали, конфисковали лошадей, коров, и все прочее, оставили его семейство без хлеба и пытают холодом?» ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...(сокращения)
Информационная сводка Тюменской Губернской ЧК
за январь 1921 года.
«Настроение населения Губернии за истекший период изменилось в худшую сторону…. Крестьяне по-прежнему остаются темны, им по-прежнему чужды и непонятны идеи коммунистов, а Партия, в этом отношении делая все, что от нее зависит, не может бросить в деревни агитаторов за неимением таковых…. Повод к различным явлениям дает и неумелый подход к государственной разверстке. … Крестьяне не так возмущались первой разверстке, как проведением второй, семенной и вывозом семенного хлеба на ссыппункты… Особое волнение заметно в Ишимском и Ялуторовском уездах. … К коммунистической Партии крестьяне относятся враждебно…»
31 января представительство ВЧК по Сибири направило всем подчиненным ему сибирским ЧК телеграмму, в которой говорилось: «Имеются признаки, что в Сибири мы подходим к полосе массовых крестьянских восстаний»...