![](http://pics.livejournal.com/gradinvest/pic/00003d7s)
Я выражаю большую благодарность организаторам, спонсору и комиссии конкурса за его проведение. Тема конкурса - «Инновационная финансовая стратегия развития России» - сильно вдохновила меня - в самом деле, уже год как мировая экономика находится в тяжелом экономическом кризисе, возможно, открылись широкие возможности для коренных перемен в экономике России, а я до последнего времени серьезно не изучал данную проблематику и не задумывался о решении задач такого масштаба.
Сжатые сроки написания и подачи работы на конкурс, масштабность рассматриваемой темы и конкурсный азарт дали мне большой стимул для того чтобы углубиться в проблематику (за короткий срок я прочитал с десяток книг по экономике, множество исследований по экономике России и международным финансам) и предложить что-то новое в области финансов.
Достаточно быстро были сформулированы проблемы и задачи в экономике России, которые должны быть решены с помощью финансовой стратегии (выводы, в целом, простые и очевидные):
- инфраструктура экономики и производственные мощности существенно изношены и не могут стать основой для роста в новом (посткризисном) экономическом цикле (экономический рост в последние 10 лет носил восстановительный характер и не сопровождался массовым обновлением капитала на новой технологической основе);
- в России сложилась «экспортно-сырьевая» модель экономического роста, для повышения устойчивости экономики к конъюнктуре сырьевых рынков необходимо ее диверсифицировать;
- анализ параметров роста в конце предыдущего экономического цикла позволяет определить две основные сферы, которые могут стать «двигателем» роста в новом экономическом цикле, это:
* внутренний потребительский рынок, который характеризовался 20-30% темпами роста в предкризисные годы благодаря своей слабой насыщенности товарами и услугами, а также ограниченной долговой нагрузке предприятий и населения;
* производственная инфраструктура экономики, низкий технологический уровень, высокий износ и загрузка которой не позволили отечественной промышленности оперативно отреагировать на возросший рыночный спрос и реализовать быстроокупаемые инвестиционные проекты на этапе подъема экономики.
Насыщение растущего внутреннего спроса за счет отечественных товаров и услуг, обновление производственной инфраструктуры, по сути, соответствуют реализации такой грандиозной задачи как коренная модернизация экономики. Указанная задача требует адекватного ресурсного обеспечения, в первую очередь инвестиционного.
Хроническая нехватка «длинных» денег в экономике, институтов и инструментов, позволяющих запустить массовое обновление капитала, указывают на ключевую задачу, которую призвана решить финансовая стратегия страны - это радикальное расширение возможностей привлечения капитала для развития.
Высокие страновые риски, текущая конъюнктура мировых финансовых рынков не способствуют в настоящее время массовому привлечению долгосрочных иностранных инвестиций в экономику России; соответственно, источники необходимо искать внутри страны. Очевидным и избитым предложением является «распечатывание» накопленных в «тучные» годы резервов и финансирование ряда крупных инвестиционных проектов, способных «вытянуть» страну в новый экономический цикл. Для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, в свою очередь, можно было бы предложить ускоренное создание всевозможных технопарков, особых экономических, промышленных зон, облегчающих доступ к коммуникациям и снижающим риски и потребность в капитале на старте. Для финансирования массового запуска новых проектов можно было бы предложить более активно развивать сектор посевного финансирования, расширить декларацию и объемы фондов венчурного финансирования. В случае истощения источников финансирования можно было бы предложить контролируемое расширение денежной массы (эмиссию валюты) с ее предложением в сферу инвестиций (в результате расширенного воспроизводства это не привело бы инфляционному давлению на экономику). Для повышения обоснованности и эффективности инвестиций можно было бы предложить «прокачивать» эмитированные деньги и деньги из резервов через систему венчурного финансирования, с созданием высококвалифицированных частных (в том числе, с зарубежным участием) управляющих компаний; а для контроля целевого использования выделенных средств на инвестиции (и недопущения их неконтролируемого перетёка в сферу потребления и создания инфляционного давления) - создать систему спецсчетов.
Однако указанные предложения показались мне очевидными и «избитыми», без инновационной составляющей. В итоге я задумался о создании специальных финансовых инструментов, позволяющих создать поток инвестиционных проектов при существенном снижении потребности в финансировании на этапе запуска этих проектов.
В свое время «революцию» в области финансов произвели:
- «мусорные» облигации, которые существенно расширили возможности финансирования развития среднего бизнеса и стимулировали повышение эффективности крупных холдингов;
- фьючерсы, которые позволили снизить риски резких колебаний цен на сырьевые товары;
- производные финансовые инструменты, которые позволили существенно снизить требования к заемщикам и сформировали бум и экономический рост в строительном секторе США.
В своей работе я предложил создать проектные финансовые инструменты (ПФИ), позволяющие секьюритизировать денежные потоки по активам, внесенным в предпринимательский проект. ПФИ, являясь долговым инструментом (могут выпускать в форме проектных векселей и облигаций), предоставляют право на получение доли от доходов, генерируемых проектом.
Основное назначении ПФИ - структурирование проектов по вовлечению в хозяйственную деятельность широкого класса активов: финансовых, товарно-сырьевых, трудовых, интеллектуальных, технологических, земельных ресурсов; производственных, логистических мощностей; недвижимого имущества, маркетинговых ресурсов и т.д. - с существенным сокращением потребности в денежных средствах.
Возможные сферы применения ПФИ:
1. Создание цепочек добавленной стоимости на основе имеющихся разрозненных активов и ресурсов, принадлежащих разным собственникам. Общая схема реализации такого проекта с использованием ПФИ: инициатор создает проектную компанию, наполняет ее активами, собственники которых вместо оплаты получают ПФИ. По мере реализации проекта инициатор выплачивает держателям ПФИ их номинальную стоимость и доход, привязанный к сгенерированной прибыли. По такой же схеме могут быть рекапитализированы залоги, доставшиеся банкам в результате кризиса.
2. Техническая модернизация и создание новых производств на базе имеющихся активов. Производитель оборудования/собственник новой технологии вносит в проектную компанию оборудование, технологии, получает взамен ПФИ. В дальнейшем ПФИ может быть продано инвесторам.
3. Освоение новых месторождений сырья, строительство объектов инфраструктуры. Инвесторы приобретают ПФИ, проектная компания, получив необходимые ресурсы, реализует долгосрочные проекты, состав собственников при этом не изменяется. Инвесторы получают высоколиквидный инструмент, обеспеченный сырьевыми активами и имеющий доходность, напрямую увязанную с конъюнктурой сырьевых рынков.
4. Выкуп бизнеса на заемные средства. Инициатор привлекает под ПФИ финансовые ресурсы, на которые выкупает интересующий его действующий бизнес. Владельцы ПФИ в таком случае могут претендовать на получение дополнительной доходности от повышения эффективности выкупленного бизнеса.
ПФИ могут быть объединены в однородные по доходности и рискам пакеты, секьюритизированы в производные проектные финансовые инструменты и рефинансированы:
- на отечественных и зарубежных биржевых площадках;
- путем долгосрочного рефинансирования ЦБ РФ финансовых институтов под залог ПФИ и производных от них инструментов, в том числе за счет инвестиционной эмиссии национальной валюты.
Мне искренне интересно, какие идеи предложили участники конкурса в своих работах. Предлагаю коллегам поделиться своими предложениями по формированию инновационной финансовой стратегии и обсудить их.
Что касается организации конкурса - лично у меня остался неприятный осадок. Я считаю, что условия конкурса, опубликованные на сайте школы - это открытая оферта, предполагающая определенные условия участия в конкурсе и обязательства организатора, в том числе по срокам проведения и подведения итогов. Я благодарю членов конкурсного комитета, которые добросовестно отнеслись к отбору наиболее достойных работ, что вероятно и привело к переносу сроков подведения итогов. Однако, отношение организаторов конкурса к данной проблеме, когда не появлялась никакая информация о том, что сроки переносятся или же сроки просто изменялись в первоначальных объявлениях о проведения конкурса (вместо того, чтобы принести извинения участникам конкурса и объявить о переносе сроков), объявление о том, что вместо 15 победителей определены 13 (без официального объяснения причин), является, на мой взгляд, симптомом болезни, которая поразила большую часть отечественного бизнеса. Эта болезнь - необязательность партнеров и контрагентов, небрежное отношение к выполнению взятых на себя обязательств (в условиях настоящего кризиса можно наблюдать тотальное ее проявление, показательной (и типовой) является история с факторинговой компанией «Еврокоммерц»). В итоге мы имеем серьезное падение уровня доверия в экономике, что ведет к росту транзакционных издержек. Прежде чем обсуждать инновационную финансовую стратегию страны, нам нужно сначала научиться уважать друг друга, выполнять взятые на себя обязательства или, если перенос их исполнения неизбежен, открыто и честно уведомлять об этом заинтересованные стороны. Замечу также, что никакие знания и дипломы не заменят специалисту имидж надежного партнера - с испорченной репутацией сложно будет найти партнеров и финансирование для своих проектов. Думаю, что одним из акцентов российской Школы Бизнеса мирового уровня должно стать воспитание ответственных бизнесменов и специалистов, уважающих всех стейкхолдеров своих проектов.
Текст доклада -
http://www.mgbu.ru/upload/PFI.pdfАртур.