Цементный край

Nov 02, 2010 16:15

Вольск, наряду с Новороссийском, является старым центром цементной промышленности России. Заводы были построены в период с 1896 по 1914 годы и в советское время неоднократно реконструировались, значительно расширялись (4 завода - «Коммунар», «Красный Октябрь», «Большевик» и «Комсомолец»).
Строительство первого цементного завода мощностью в 1,2 млн. бочек цемента в год (ныне завод «Большевик») в Вольске началось в 1896 году. Действовать он начал в 1897 году и принадлежал Глухоозерскому товариществу по производству портландцемента. В 1901 году стал выпускать продукцию второй завод, построенный вольским купцом М.Ф. Плигиным и вскоре проданный саратовскому мукомолу Д.Б. Зейферту. В 1912 и 1914 годах в окрестностях города вступили в строй ещё 2 цементных завода. Вольский цемент использовался при сооружении Волго-Донского канала, Днепрогэса, Московского метрополитена, Останкинской телебашни, космодрома Байконур, на нефтепромыслах Татарии, Башкирии, Азербайджана и Казахстана, экспортировался в 16 зарубежных стран.





Особенностью работы заводов было использование превосходного сырья - чистых белых известняков, добываемых в окрестностях города.



До сих пор не утихают споры, на пользу либо на вред городу было открытие в конце XIX века неисчерпаемых запасов сырья для выделки цемента. Добыча нужных сортов мела и глины, разработка с 1930 года залежей высококачественной опоки - уникального природного адсорбента (минерала с поглощающими свойствами), повышающего качество цемента, - постепенно привели к уничтожению меловых гор вокруг города и поставили его перед экологической опасностью.



Глядя на малюсенький заводик и игрушечный поезд в карьере легко себе представить масштабы выработки.



Игрушечный экскаватор наполняет игрушечный состав примерно за 3 минуты.



Электрические машины работают почти бесшумно, в отличие от белазов, поднимающих клубы белой въедливой пыли.



На самом дне, на берегу озера, застыл в ожидании очередного белаза тяжелый шагающий эскаватор. 2-3 взмаха ковша - и электрический монстр опять впадает в спячку.



Однообразные бело-серые краски карьера изредка оживляют новые яркие машины.



Цемент на этом заводе производят комбинированным способом. Интересно, как осадки влияют на конечный продукт? :) Светло-серая жижа (шлам) постоянно перемешивается, потом фильтруется и подается во вращающиеся печи. Потом все это смешивается с добавками, фасуется и грузится для продажи. Технологических ньюансов не знаю, если что не так - поправьте меня.



Вот здесь, если приглядеться повнимательнее, можно увидеть эти самые вращающиеся печи. Это такие горизонтальные трубы.



Окрестности карьера представляю.т из себя марсианские пейзажи и отлично подходят для занятий триалом. Судя по наезженности отдельных склонов, джигитов в Вольске хватает...
Мы поднялись на гору только с четвертой попытки.





Мы были в Вольске в выходной день, а в будни картина несколько меняется...



Конечно, жителям города Вольска можно только посочувствовать, так как мелкая въедливая пыль сопровождает их всю жизнь...

вылазки

Previous post Next post
Up