Известна знаменитая фотография: В. И. Ленин играет в шахматы с А. А. Богдановым. Это было в пору подготовки
книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", в которой теоретические воззрения Богданова подверглись острой критике. Но, несмотря на идейные разногласия с Богдановым, Владимир Ильич ценил его литературный талант и тогда же на Капри предложил ему написать "для рабочих роман на тему о том, как хищники капитализма ограбили Землю, растратив всю нефть, все железо, дерево, весь уголь. Это была бы очень полезная книга, синьор махист!" (Александр Александрович действительно вскоре отразил эти моменты в своей новой фантастической повести, проанализировав возможные пути и последствия научно-технической и культурной революции в обществе будущего).
Историческая задача состояла в том, чтобы создать человеческую личность, существо активное и полное веры в себя, чтобы выделить ее из человеческого стада феодальной эпохи. Уже заканчивая эти записки, я получил от сына Богданова А. А. Малиновского, известного генетика, следующее письмо: "Уважаемый Виктор Николаевич!
Я сейчас болен и поэтому на вопросы Ваши отвечу очень кратко.
Вы спрашиваете об отношении Ивана Антоновича Ефремова к моему отцу А. А. Богданову-Малиновскому и к
его роману "Красная Звезда".
После выхода в свет "Туманности Андромеды" И. А. Ефремова я очень хотел с ним познакомиться и приехал в Москву (работал еще у одесского замечательного офтальмолога В. П. Филатова, т. к. после нападения на меня в 1948 г. Лысенко никто 3 года не решался принять меня на работу в Москве)... Позвонил ему. Он ответил уклончиво: "попозже, я пока занят". Наконец моя настырность одолела, и он назначил встречу в Палеонтологическом музее. Пришел к нему. Встретил меня осторожно. Но когда я случайно упомянул, что я - сын Богданова, - все переменилось. Сразу был приглашен домой, и мы по-настоящему подружились. Он дарил мне свои книги с надписями. Но, главное, очень высоко отзывался о "Красной Звезде" Богданова и рассказывал, как несколько раз поднимал вопрос о необходимости издать этот роман.
Теперь отвечу на Ваш второй вопрос: как возникло стихотворение А. Богданова "Марсианин, заброшенный на Землю".
После двух романов, связанных с Марсом, Л. Богданов задумал третий. Это должна была быть повесть о том, что первая экспедиция марсиан на Землю потерпела катастрофу при приземлении, и все ее члены погибли, кроме одного, который выжил, и которого земные люди принимали за своего собрата, не догадываясь о его необычном происхождении. Не буду излагать даже важных подробностей. Скажу лишь о наиболее существенном. Марсианин видит дореволюционную Землю и смотрит на ее людей, ее порядки глазами человека человечества, которое достигло высшей стадии коммунизма, гармоничного, гуманного и разумного. Его потрясают эгоизм и озлобленность, усугубляемые глупостью даже в самых образованных и благополучных слоях передовых капиталистических стран.
Невнятно им высшей гармонии слово.
Зародыши мутных идей
Роятся в душе их. Наследье былого
Царит полновластно на ней.
Сквозь детский их лепет, средь хищных желаний,
Лишь искры мелькают порой
Иных устремлении, порывов, мечтаний,
Предчувствий культуры иной...
Этот роман о трагедии человека, безвозвратно вырванного из того общества, которое для нас - образ прекрасного будущего. Но уже скороБогданов увидел, что тяжелые обстоятельства его жизни и большие задачи, которые он ставил перед собой (развитие тектологии, работы попереливаниюкровии многое другое), не позволят ему вложить немалые силы в третий роман. Но он, захваченный идеей этого романа, все же написал стихотворение, передававшее эмоционально идею романа. Оно было опубликовано (формальная дата: 1920 г.) как приложение к одному из изданий "Красной Звезды".
В 20-е годы его жизнь заполнили работы по организации первого в миреИнститутапереливаниякрови. 2 октября 1920 года, встретившись на квартире своего близкого друга С. А. Тер-Петросяна (Камо) с В. И. Лениным, Богдановподелился с ним своими планами исследований в области "борьбы за жизнеспособность". Вдова Камо С. В. Медведева-Петросян вспоминала: "Богдановрассказывал о том, как необходимо создатьинститутпо изучению ипереливаниюкрови, - Александр Александрович был врачом, увлеченно заглядывал в завтрашний день науки.
- Очень, очень важно, следует незамедлительно подумать, - отвечал Владимир Ильич, - подумать, где взять средства, как все это поставить на крепкую основу".
Заручившись поддержкой В. И. Ленина и Совнаркома,Богданов использовал в 1922 году свою поездку в Англию (в качестве советника советского посольства по вопросу о Версальском мире) и для знакомства с методом трансфузии (переливаниякрови) в английских клиниках, приобретения необходимой литературы и аппаратуры. С 1923 года он вместе с С. Я. Малолетковым и Д. В. Гудимом-Левковичем начинает проводить на себе первые опыты попереливаниюкрови.
26 февраля 1926 года Совет Труда и Обороны принял решение о созданииИнститутапереливаниякрови. Директором института был назначен А.А.Богданов. Активную помощь институту оказывал нарком здравоохранения Н. А. Семашко.
Решение задач, стоящих перед Институтом, было сопряжено с известным риском.Богдановсчитал возможным проводить наиболее рискованные эксперименты только на самом себе. В шутку он называл себя "главным кроликом" Института.
В феврале 1928 года вИнститутпереливаниякровис группой товарищей пришел студент, перенесший малярию и больной туберкулезом, в надежде, что обменноепереливаниекровипоможет ему.
В результате обменного переливаниякровичерез 3 часа уБогданованачалась тяжелая трансфузионная реакция, вызванная гемолиозом, вследствие которой на 15-й день болезни (при явлениях уремии) наступила смерть. Причина тяжелой реакции осталась невыясненной. Студента удалось спасти,Богданов же с начала реакции и до последних минут жизни, превозмогая боль, вел самонаблюдение, записи болезни, отказываясь в интересах науки от медицинской помощи.
Траурный митинг открыл нарком здравоохранения Н. А. Семашко, за ним слово взял Н. И. Бухарин.
В траурные дни Н. К. Крупская писала жене А. А. Богданова:
"Дорогая Наталья Богдановна, все эти дни думала об Александре Александровиче и о Вас, вспоминала первую встречу с А. А. в Женеве, Куокаллу и свою последнюю встречу с А. А. и Вами. Вспоминаются разговоры разные, разное и важное, и неважное, мелочи всякие, но эти мелочи именно то, что делает человека близким..."
В каждом явлении, событии, человеке есть свое последействие. Последействие утопий Богданова - в их гуманизме, любви к жизни, утверждении высокого сознания и предназначения человека:
"То, что в тысячи веков достигли наши объединенные усилия, наши способы властвовать над стихиями, наше понимание природы, созданная нами красота жизни, - вот, что дорого для нас; и это мы должны сохранить для вселенной во что бы то ни стало, это передать другим разумным существам как наше наследство. Тогда наша жизнь воплотится снова в их работе, и наше творчество преобразует иные миры".