Семья П.А. Бахрушина: стоят слева направо - А.П. Бахрушин, К.П. Бахрушин, Н.П. Бахрушин; сидят слева направо - П.А. Бахрушин, Е.И. Бахрушина, Д.П. Бахрушин. Фото 1880-х гг.
Сегодня наш рассказ будет посвящён ещё одному коллекционеру, представителю московского купеческого рода - Алексею Петровичу Бахрушину. Фамилия эта, наверняка, на слуху у многих наших читателей; но с ней в первую очередь ассоциируется не коллекционер книг, а его младший двоюродный брат, создатель Театрального музея в Москве - Алексей Александрович Бахрушин. Об Алексее Александровиче мы тоже вспомним, но позже. А начнём с эпиграфа:
«Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит
хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих
руках, тотчас же старается её приобрести…»
А.П.Бахрушин.
Алексей Петрович Бахрушин родился в 1853 году в Москве, в семье кожевенного фабриканта Петра Алексеевича, старшего из братьев знаменитой фирмы «Алексея Бахрушина сыновья». Кожевенным делом Бахрушины занимались с XVIII века, их завод, связанный в основном с военными поставками кожи и сукна, считался самым большим России, и в середине XIX века занимал значительную территорию московского района Кожевники (в настоящее время это кварталы от Павелецкого вокзала до Дербеневской набережной). Как и многие другие «купеческие сыновья» (мы снова и снова обращаем ваше внимание на этот интереснейший эпизод в истории российского купеческого сословия) Алексей Петрович Бахрушин ещё в молодости увлёкся коллекционированием. Но, в отличие от П.Щапова и Н.Хлудова, Бахрушин никогда не отходил от семейного дела, не передавал управления другим членам семьи и до самой смерти занимался кожевенным производством.
В 1878 году Алексею Петровичу было 25 лет - тогда-то он и очертил круг своих интересов: русская литература и история, русская и славянская старина, отдельно выделив историю Москвы.
Первой книгой бахрушинской коллекции стал «Сборник рукописей представленных Его Императорскому высочеству государю наследнику цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (СПб., 1872). За 25 лет А.П. Бахрушин собрал более 20 тысяч книг, около 20 тысяч картин, рукописей и гравюр.
Известный историк, главный редактор «Русской Старины» М.И. Семевский видел коллекции Бахрушина ещё в то время, когда Алексей Петрович жил в Кожевниках: «Побывал я, например, в городке из фабрик суконных, кожевенных, нашёл дом Бахрушиных и посетил его. Купец Алексей Петрович Бахрушин - самородок, в нём, кроме занятия непосредственно ему принадлежащим торговым и промышленным делом, развита любовь к художеству, к истории, к библиофильству. Я любовался его библиотекой, в которой соединено до 9 тыс. томов книг, и всё это с любовью и заботливостью описано…»
К сожалению, Семевский ошибался: при жизни владельца коллекции не было составлено какого-либо каталога или книжного инвентаря.
Собрание Бахрушина было на редкость разнообразно и не ограничивалось библиотекой. В числе сокровищ сам Алексей Петрович выделял коллекции медалей, миниатюр на кости, гравюры, литографии, фарфор, стекло, майолику.
Два предмета из коллекции Бахрушина получили особенно большую известность ещё при жизни коллекционера. Это живописный портрет Петра I и грамота Петра о вольных аптеках.
В 1892 году М.И. Семевский в «Русской старине» подробно описал и свой новый визит к Бахрушину, и портрет Петра: «В углу комнаты, на видном месте, как святыня, поставлен портрет великого Петра, и это действительно настоящая для каждого русского святыня, потому что портрет написан с самого Петра в бытность его в Голландии. Царь Пётр изображён в красной куртке, в голландском матросском костюме, сидит и покуривает трубку на отдыхе после своих работ… Владелец подлинника-портрета купил его совершенно случайно, на рынке за Сухаревою башнею, за 15 руб. и заботливо вставил в отличную раму, заботливо очистил и, таким образом, был вознаграждён этой находкой за свою любовь к отечественной достопамятности и свою любовь к истории».
Другой раритет бахрушинской коллекции - прекрасно оформленная грамота от 28 декабря 1701 г., выданная Петром владельцу одной из первых московских аптек Даниилу Гурчину (располагалась в доме на Никольской улице). Любопытно, что аптека в доме № 21 на Никольской, правда, перестроенном, работает и в наши дни: наследники-Гурчины продали здание известной «аптечной фамилии» - Феррейнам.
По свидетельству Р. Ткешелашвили, это - настоящее произведение искусства: «писана грамота на большом листе пергамента вычурным почерком, окружена акварельным рисунком и золотой рамой цветного и травяного орнамента с гербами Москвы, Киева, Владимира и еще 24 российских городов».
Особое место в бахрушинском собрании занимает «рисуночный архив» В.А.Тропинина. Из 550 известных в настоящее время графических работ Тропинина, 400 принадлежали Бахрушину. Переданная в Исторический музей коллекция ныне рассосредоточена по 11 отделам ГИМа и широко используется в экспозициях.
Говоря о разнообразии интересов Алексея Петровича, нельзя не упомянуть также портретную галерею «коллег и соперников» - коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов и 273 фотографии с натуры. Портреты размещались в пяти альбомах - дорогие переплеты, золотое тиснение на обложках; альбомы назывались «Наши коллекционеры», «Наши книголюбцы», «Московские букинисты и антиквары»... Персоны в альбомах были представлены совершенно разнообразные: от «покровителя русской старины и художеств» Александра III до псковского любителя художественной старины В.И. Власова и самарского краеведа П.В. Алабина.
Семья Бахрушиных была известна своим «москвофильством». Но даже на фоне остальных родственников Алексей Петрович выделялся особым интересом к истории родного города. А.М. Дубровский свидетельствует: «… Этот коллекционер собирал всё, что касалось прошлого нашего города: от конфетных обёрток с его изображениями до проектов архитектора М. Ф. Казакова». Но Бахрушин не останавливался на собственно собирательстве, он, как мог, популяризировал интерес к московской истории. Альбом «Ризница ставропигиального Симонова монастыря в Москве», выпущенный на средства Алексея Петровича в количестве всего 50 экземпляров, имел помету «Не для продажи» и предназначался для рассылки в музеи. Один из экземпляров был отправлен в Пражский королевский музей, остальные - по русским музеям и монастырям. В ГПИБ хранится три экземпляра этого издания.
В собрании Бахрушина, в московской «библиотеке в библиотеке», отражена литература практически по всем темам московской жизни второй половины XIX - начала ХХ века. Есть книги о московском водопроводе и московской окружной дороге, о московском зоопарке и Сандуновских банях, о церквах и монастырях, музеях, картинных галереях, триумфальных арках, о фабриках и торговых фирмах, статистические сборники, справочные публикации о ценах на хлеб и мясо, издания городской думы. Московская часть бахрушинской коллекции включает в себя самые разнообразные издания: от многотомных альбомов и дорогих иллюстрированных монографий до брошюр Кожевнического отделения Московского общества трезвости и вырезок из газет и журналов.
О целенаправленном комплектовании Бахрушиным своей библиотеки нам позволяет судить каталог, изданный в 4-х выпусках в 1911-1913 годах на средства его вдовы Анны Степановны Бахрушиной. В трёх выпусках указано 15626 русских книг, в четвёртом - книги на иностранных языках, количеством 1901. Не все книги библиотеки нашли отражение в каталоге, однако он всё же даёт представление об основных направлениях интересов собирателя. Если при просмотре изданий периода собирательства поражает иногда разнообразие тем и возникает предположение, что А.П. Бахрушин покупал решительно всё, что появлялось на книжном рынке (так что по каталогу можно судить о репертуаре русской книги за 1878-1904 гг. - Бахрушин в некотором роде выполнял роль Книжной палаты), то картина совершенно меняется в отношении изданий прошлых лет. Собирая старые русские книги, Бахрушин следовал строгому отбору. Это прежде всего книги по истории, археологии, географии, этнографии, культуры России. Например, печатные источники: сказания иностранцев - Олеарий, Маржерет, Герберштейн и др., изданные Н.И. Новиковым «Древняя российская Вивлиофика» (Спб., 1773-1775 гг.) и «Древняя российская идрография, содержащая описание Московского государства, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них города и урочища и на каком расстоянии» (Спб., 1773) и др. В собрании также представлены биографические словари, например, пятитомный «Словарь достопамятных людей» Д.Н. Бантыш-Каменского (1836), его же «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» (ч. 1-4, 1840-1841 гг.) и многие другие.
В своем новом доме (Воронцово поле, 6) Алексей Петрович отвёл под музей и библиотеку лучшие комнаты на втором и третьем этажах. Вдоль стен возвышались массивные дубовые книжные шкафы, посредине комнаты и частично у стен стояли застеклённые витрины, в которых хранились миниатюры, наиболее ценные рукописи, медали, печати, табакерки. В больших папках и специальных плоских ящиках - планы городов, старинные карты, виды монастырей и храмов, собрание рисунков. Отдельные папки были выделены под материалы, посвящённые Москве в 1812 году.
«У меня в библиотеке, - писал А.П. Бахрушин, - яблоку негде упасть: везде книги, папки опять книги, опять папки, и так далее - свободного же места нет, да и быть не может: книги всё прибывают и прибывают...»
«Прибывали книги» по-разному: в отличие от предыдущих героев нашей серии о библиофилах, Алексей Петрович не приобретал чужих собраний, а собирал свою коллекцию сам. Одними из приятных моментов такого собирательства были посылки и письма от авторов книг - с посвящениями и автографами Бахрушину. Некоторые конверты не уничтожались, а при переплете прикреплялись к книге. В этом можно убедиться, работая с бахрушинской коллекцией в ГПИБ:
1.
2.
3.
4.
5.
№ 1-3, № 4-5: Книги А.А. Титова из коллекции Бахрушина.
6.
№ 6. Дарственная надпись Елпидифора Аркадьева А.П.Бахрушину.
7.
8.
№ 7-8: Вплетённая в книгу визитка представителя Кыштымских заводов.
9.
№ 9: "Еврейские речи" А.Шмакова с дарственной надписью автора.
По вторникам два раза месяц на Воронцовом поле собирались любители русской книги и русского искусства. В гостях у Бахрушина можно было встретить хранителя Российского Исторического музея А.В. Орешникова, владельца картинной галереи И.Е. Цветкова, Е.В. Барсова, И.Е. Забелина, П.И. Бартенева, хранителя Оружейной палаты В.К. Трутовского.
К началу ХХ века Бахрушин был членом многих научных и благотворительных обществ, в том числе одним из учредителей Русского общества книжных знаков, автором его устава. Сам Алексей Петрович имел несколько книжных знаков. Три книжных знака состояли только из надписей, четвёртый знак - силуэт Бахрушина с надписью, пятый знак сложный - изображение книг, раскрытого свитка старого документа, складня, старинной бутыли с гербом, братины и вида Московского Кремля с надписью «Алексей Петрович Бахрушин». Знак был выполнен по рисунку Фёдора Бухгарта. Помимо экслибрисов, существуют и разные виды суперэкслибрисов.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
№ 10-15: Образцы экслибрисов и суперэкслибрисов А.П. Бахрушина.
Подобно многим другим коллекционерам, Алексей Петрович заказывал для книг своей коллекции новые переплеты, но, в отличие от коллег, не скупился - издания из его собрания переплетены не просто богато - роскошно.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
№ 16-21: "Роскошные" издания и роскошные переплёты из коллекции А.П. Бахрушина.
С 1887 г. А.П. Бахрушин вёл заметки о Москве, её улицах, отдельных домах, её топографии и географии, об отдельных москвичах и Москве своего детства. Но самым ценным в этих записях являются его рассказы о знакомых коллекционерах, антикварах, букинистах. Заметки «Из записной книжки. Кто что собирает» были опубликованы уже после смерти Алексея Петровича, в 1916 г., и тут же удостоились отзыва журнала «Голос минувшего»: «Труд А.П. Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. «Кто что собирает» прочтётся, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А.П. Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства... Заметки о собирателях дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого - принесение в дар обществу своих сокровищ».
В последний год жизни Алексея Петровича салон в его доме собирался все реже по причине нездоровья хозяина. В мае 1904 г. он уехал отдыхать в одно из имений рода Бахрушиных - в Ивановское, но вскоре почувствовал себя плохо, и его перевезли в Москву. 25 июня он скончался от порока сердца.
По духовному завещанию Бахрушина всё его собрание, оцениваемое в 140 000 рублей, вместе со шкафами и витринами поступает в Исторический музей, в том числе 25 тыс. книг его библиотеки. В музее библиотека была размещена в отдельном зале «Б» и продолжала пополняться, так что к 1938 году она насчитывала уже 40 000 экземпляров. Читатели называли зал «Бахрушинским». В 1938 году библиотека Бахрушина поступила во вновь созданную ГПИБ. Однако небольшая часть книг, около 5 000, в основном издания с автографами, осталась в музее. В ГПИБ коллекция Бахрушина сохраняет свои очертания и размещается в книгохранении под шифрами Б, за исключением книг XVIII века, переданных в ОИК.
Анна Степановна Бахрушина на проценты с капитала мужа (6 тысяч руб.) учредила премию им. А.П. Бахрушина в Обществе истории и древностей российских - «За лучшее сочинение о Москве и Московской губернии».
В заключение рассказа об Алексее Петровиче Бахрушине не откажем себе в удовольствии полностью процитировать удивительно интересный документ, хранящийся ныне в Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина. Это письмо Алексея Петровича кузену, Алексею-младшему, тогда начинающему коллекционеру. Не просто письмо, а одновременно и поучение, и завещание, и напутствие:
«Любезнейший братец мой, Алеша! Коль скоро ты уже окончательно решил всерьёз заняться собирательством, то знай, помни и готовь себя к трем испытаниям:
1) В очень многом должно научиться ограничивать себя. Отказаться от ненужных трат, развлечений и удовольствий, лишних комнат в доме, богатых обедов и модных нарядов для себя и ненаглядной твоей Веры Васильевны. Весь досуг свой следует отдавать беззаветно поиску и приведению в порядок собираемых милых твоему сердцу редкостей и диковин. Не обращай внимания, милый Алеша, на пересуды. Мы, коллекционеры, подсудны лишь одному судье - времени.
2) За версту обходи знатнейшие и модные антикварные магазины и крупные аукционы. Здесь всё дорого и богато, но редко, когда ценные и интересные вещи попадают сюда. Зато чаще заглядывай в антикварные лавчонки и развалы старьевщиков... на Сухаревке. Тут, если повезет, бывает, найдёшь за целковый корону Британской империи. И никогда не давай сразу требуемой цены. Торгуйся смело, напористо, как на базаре. Старайся на грош пятаков купить. В том-то и есть наш собирательный интерес и азарт.
3) И, самое главное, всё, что делаем мы, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству любимому, образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить ещё при жизни собрание твоё, назначить его в музей, в библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй даже самым близким родственникам, например детям. Потому что всё это пойдёт в продажу розницей за что попало. Вон так мудро решил П. Н. Третьяков, принеся бесценный дар свой родной нашей Москве... Я, следуя сему примеру, сговорился... с... П.И. Щукиным и отдам всё, как и он собирается, в Исторический музей... Забелину И.Е. Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство. И, может быть, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коль мы его достойны будем. За сим остаюсь любезный брат твой А.П.Бахрушин».
[1890-ые гг.]
Цит. по: ГЦТМ. Ф.1. Оп. 3. Ед. хр. 320206.
Литература:
Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает. - М., 1916.
Молодцова Т.И. А.П. Бахрушин и его окружение // Библиотека и история. - Вып. 4. - М., 1998. - 184 с.
Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. - М., 1997. - 528 с.
Филаткина Н.А. Династия Бахрушиных: эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX в. - М., 2006. - 352 с.: ил.