В рамках мероприятий, приуроченных к 100-летнему юбилею Первой мировой войны, ГПИБ представляет вашему вниманию выставку, посвященную журнальной периодике 1914-1916 гг.
Начало Первой мировой войны потребовало перестройки всех сфер жизни российского общества в целях мобилизации человеческих и материальных ресурсов для достижения победы. Важнейшее место в решении этих задач должны были занять печатные издания вообще и военная периодическая печать в частности.
В первый день войны в стране вышли экстренные выпуски газет и листовок с известием об этом событии. Сообщения с фронта, репортажи о ходе мобилизации и проводах новобранцев, материалы патриотического содержания и статьи, направленные против австро-венгерских и германских войск, потеснили происшествия и объявления, занимавшие прежде большую часть газетных площадей. Экстренным дополнением к уже подготовленным накануне номерам ряда газет стал Высочайший Манифест.
В газетах и журналах возникли новые рубрики - «Война» (в большинстве изданий), «Военные известия» и другие. Наряду с информацией с фронтов и из-за границы публиковались крупные статьи и корреспонденции, посвящавшиеся событиям в тылу, фактам военной истории, положению в странах союзников и врагов.
В войсках было организовано бесплатное распространение газет и журналов военно-патриотической направленности, в большом количестве созданных в начале войны: «Альбом героев войны», «Армия и флот», «Военная летопись», «Война и герои», «Воскресный листок». Некоторые из них имели на титульном листе соответствующую надпись, как, например, журнал «Илья Муромец»: «Командующим войсками Московского военного округа журнал «Илья Муромец» рекомендован для выписки по войскам военного округа».
Благим начинанием в развитии и становлении системы информационного обеспечения в ходе войны стало создание Бюро печати - прообраза современной пресс-службы. По прошествии пятнадцати месяцев войны, ввиду нахождения на театре военных действий значительного числа журналистов, как русских, так и иностранных, Ставкой было принято решение об образовании специального органа - Бюро печати.
В действующую армию была направлена телеграмма, в которой отмечалось, что «признано желательно, чтобы кроме освещаемых Ставкой общих сведений о ходе военных действий, достоянием общества становились и отдельные факты из боевой жизни, и подвиги отдельных лиц и мелких частей. Сведения данного рода в большинстве случаев не доходят до высших штабов. Поэтому, целесообразно в штабах армий и корпусов, готовящих донесения, все подходящее под вышеуказанное, ежедневно подлежит немедленному сообщению в штаб фронта с заголовком «Для печати», не стесняясь отображения военной тайны, какова будет принята во внимание при обработке сведений офицерами Генерального штаба».
К сожалению, как показала практика, из-за отсутствия в его штате профессиональных сотрудников, способных грамотно работать с прибывшими репортерами и снабжать их необходимой информацией, деятельность Бюро печати при Ставке была мало эффективна.
Не имея возможности получить достоверную информацию о положении на фронте, прямо писать о коренных политических и социальных проблемах, журналисты обратились к жанру «картинок», который стал особенно популярен.
Целью пропаганды было убедить союзников в наличии твердого и постоянного единства русского народа и его силе, принизить силу враждебных стран и внушить народу представление о вероломстве и жестокости противников. Эта пропаганда распространялась на все категории русских людей, дифференцировались применительно к различным слоям народа. Возникали газеты, журналы и листовки для крестьян и воинов. Эти издания говорили о высоких целях войны, и об издевательствах немцев и так далее как можно более доступным языком. Специально был создан, например, листок для нижних чинов «Военная летопись». Здесь была передовая, отделы «Военные известия», «Вести с родины», «Известия из вражеской земли», «Смесь» («Русские герои», «Немецкие трофеи»), «С театра войны» и так далее.
Однако необходимо сказать о том, что содержание печати в этот период определялось не только инициативой и программами партий или самодеятельностью редакций, но прежде всего законами страны. Разрабатывая планы военных кампаний, готовя армии и оружие, правительства стран - участниц войны заранее предусматривали и меры в области печати, формулировали требования к прессе периода войны. Печати, к началу войны уже получившей огромное развитие, генеральные штабы и правительства уделяли такое же внимание, как обеспечению оружием, разработке боевых операций и так далее.
Так, немецким командованием были созданы специальные армейские и прифронтовые газеты. Детские журналы, выходившие в Германии во время Первой мировой подробнейшим образом рассказывали не только о ходе боевых действий, но и о технической оснащенности войск.
Великобритания была, пожалуй, единственной страной, в которой в годы Первой мировой выпускались специализированные военные журналы. Во всех прочих странах репортажи с передовой, рисунки и фото, печатались на страницах изданий, выходивших до войны. Ярким примером специализированного британского издания, выходившего в годы войны и посвященного только войне и ничему более, можно назвать «The Illustrated War News» («Иллюстрированные военные новости»). Основным содержанием этого журнала были фотографии и рисунки. Текста в «Иллюстрированных новостях» было совсем немного. Качество печати было отменным, но и цена соответствовала качеству - издание было рассчитано на состоятельных представителей среднего класса.
Интересный пример, представленный на экспозиции: образ казака глазами художников двух журналов - русского «Солнца» и британского «The Illustrated War News».
Во Франции периодическая печать была поставлена под контроль уже 3 августа 1914 года. Большинство французских ежедневных газет уменьшили свой объем до двух полос, кроме «Эко де Пари», которая сохраняла 4. Особенный успех сопутствовал в период войны изданиям иллюстрированной печати. На иллюстрированные журналы военной тематики работали лучшие французские художники, фотографы и журналисты.
Хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые любопытные параллели, которые обычно остаются «за кадром» в исследованиях, касающихся периодки того времени. Мы имеем в виду несомненные переклички содержания и художественных образов, использованных при создании журналов.
Так разные страны представляли роль женщины на войне:
А оформители этих обложек обращались к образам античности:
Выставка подготовлена сотрудниками отдела периодики ГПИБ и будет открыта до конца апреля. Напоминаем, что все представленные на экспозиции журналы вы можете заказать в отделе периодики.