Конец XIX - начало ХХ - время увлеченных коллекционеров и страстных собирателей из самых разных слоев российского общества. Но даже на таком фоне выделяется история Ивана Хрисанфовича Колодеева и его собраний.
Иван Хрисанфович Колодеев.
Иван Хрисанфович Колодеев родился в 1859 году в семье генерал-майора Хрисанфа Ивановича Колодеева, боевого офицера, участвовавшего в обороне Севастополя и в боевых действиях на Кавказе. В 1860-х годах Х.Колодеев в должности военно-уездного начальника Виленского генерал-губернаторства принимал участие в подавлении национально-освободительного восстания, начавшегося в Царстве Польском и захватившего соседние белорусско-литовские земли. «В награду отлично-усердной его службы» Хрисанфу Колодееву были пожалованы земли к юго-востоку от города Борисова, на берегах реки Березины. Единственный сын генерал-майора вырос в имении Красное, обучался в сельскохозяйственной академии в г. Проскау (ныне Польша), а затем вернулся в родные края.
Иван Хрисанфович Колодеев не был ни историком, ни военным, ни художником. Тем удивительнее то, что человек с агрономическим образованием, владелец больших поместий, нескольких заводов и фабрик, образцовый «молодой капиталист», «хозяйствующий по прусскому образцу» стал за короткое время признанным экспертом по 1812 году, экспертом не только в кругу собратьев-коллекционеров, но и среди военных историков, полковых историографов, музейных работников.
Было ли это волей случая или Иван Хрисанфович всё равно выбрал бы сферой своих интересов Отечественную войну 1812 года - неизвестно, но то, что его имения располагались в непосредственной близости от места переправы французской армии через реку Березину - это неоспоримый факт. Молодой помещик занимался разведением садов, планировал и разбивал парки, строил казармы и заводы, проектировал канал «Рига-Херсон», в котором хотел задействовать водную систему Березины, а когда в его тогда еще очень условной «коллекции» появились первые археологические находки времен 1812 года (предметы быта, оружие) - заинтересовался не только историей печальной переправы, но и эпохой наполеоновских войн в целом.
Благодаря проведенным изысканиям Колодеев определил точное месторасположение верхнего и нижнего понтонных мостов на Березине: сумел найти остатки мостов, построенных французскими саперами из бревен разрушенной ими деревни Студенка в 12 километрах от Борисова. В 1901 году он по собственной инициативе и на собственные средства установил на месте переправы первые памятные знаки. Это событие широко освещалось в печати; ходили «романтическо-авантюрные» слухи о том, что главной целью Колодеева является «золото Наполеона» - трофеи, вывезенные французским императором из Москвы. Золота Наполеона коллекционер так и не нашел, но свой собственный клад создал. К 1912 году собрание имело, «не считая значительной коллекции гравюр, планов, карт, чертежей и рисунков, одних книг на русском и иностранных языках - более 7 000 названий, составляющих в общей сложности около 11 000 томов». Ценность и объем коллекции были таковы, что современники сравнивали её с «Россикой» Императорской публичной библиотеки в Петербурге или коллекцией принца Роланда Бонапарта в Брюсселе, причем последняя значительно уступала колодеевской по количеству книг и рукописей.
Архивные документы, хранящиеся в отделе письменных источников (ОПИ) ГИМ, позволяют выявить источники комплектования коллекции Колодеева. Это и простые покупки, и аукционы, выставки-продажи частных собраний, обмен дублетными изданиями, дарение авторских экземпляров. Большая часть книг на иностранных языках приобреталась за границей. Иван Хрисанфович ежегодно посещал Германию, Францию, Швейцарию, Австрию в поисках недостающих изданий, работал с иностранными антикварами и издателями. Свои desiderata («списки пожеланий», содержащие сведения об изданиях, которые коллекционер хотел бы приобрести) И.Х.Колодеев печатал в основном в Германии и Франции. В России - предпочитал нанимать специалистов или оставлял в букинистических и антикварных магазинах «некоторые постоянные суммы денег для своевременного приобретения изданий и доставки их в Новоборисов» (по свидетельству делопроизводителя Музея 1812 года И.Н.Уманского). Другой современник Колодеева, К.А.Военский, рассказывал об отказе магазина Главного Штаба, сообщавшего, что «собрать полный комплект полковых историй - вещь пока невозможная…»
Распродажи частных собраний пополнили коллекцию Колодеева книгами из личных библиотек А.А.Закревского, П.А.Ефремова, Т.Бутурлина. В собрании имелись редчайшие издания с автографами участников и современников войны 1812 года - Д.В.Давыдова, Ф.Н.Глинки, Д.И.Хвостова, игуменьи Марии (М.М.Тучковой).
Помимо книг особую ценность библиотеки составляли русские газеты и журналы, выходившие в 1812 году, приобретенные Колодеевым из коллекции А.Н.Неустроева.
Прижизненные издания Д.В.Давыдова, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Ф.Н.Глинки, М.Н.Загоскина, А.С.Норова, А.П.Ермолова, А.А.Писарева, «Новое время», «Сын Отечества», «Русский вестник», «Военный журнал», «Вестник Европы», 40 томов архива князя М.С.Воронцова, альбом художника Фабор дю Фора, который находился во французской армии и делал зарисовки с натуры, стенографический отчет 1812 года по делу о продаже чиновниками французского министерства полковнику А.И.Чернышеву мобилизационных планов французов в 1811 году, стостраничная карта России ручной работы, изготовленная специально для Наполеона и бывшая у него во время русского похода, - все эти ценности хранились в помещичьем доме Ивана Хрисанфовича.
Собиратель уделял большое внимание библиографической работе. Фонды его библиотеки отражены в четырех рукописных и одном печатном каталогах. Кроме того, в библиотеке имелись карточные каталоги («алфавитно-искательный и библиографический»), которые составлялись как добровольными помощниками, так и специалистами.
На первый взгляд, Колодеев собирал всё и вся: от редких гравированных листов до газетных вырезок и журнальных репродукций, лишь изредка прибегая к помощи специалистов. И всё-таки, в 1912 году, перед столетним юбилеем нашествия Наполеона, он пригласил к себе в имение в качестве консультанта профессионального художника - Николая Зарецкого. Именно ему мы обязаны научным описанием гравюр и литографий с указанием авторства, техники исполнения, датировки и источника раннего воспроизведения, если таковой был. Работа Зарецкого над каталогом была прервана Первой мировой войной, но 2 каталога, которые он успел сделать, представляют собой весьма ценный материал. Каталог художественного собрания И.Х. Колодеева состоит из двух томов. Первый том «Русские портреты» включает в себя 960 гравированных и литографированных портретов, расположенных в алфавитном порядке. Во второй том, «Иностранные портреты», вошли описания около 2 000 гравюр и литографий, выполненных в европейских мастерских по живописным оригиналам. Помимо портретного ряда маршалов и генералов французской армии в коллекции Колодеева широко представлена иконография Наполеона (около 300 сюжетов).
Юлиус Коссак. Иосиф Понятовский. Олеография. Коллекция И.Х. Колодеева. ГИМ.
Батальным сценам посвящен отдельный раздел коллекции. Он охватывает период от самых ранних сражений Наполеона до Заграничных походов русской армии. В описи к этому разделу относится 637 номеров. Большинство сюжетов о войне в России посвящено... конечно же, отступлению французской армии. 58 номеров посвящено конкретно переправе через Березину.
Колодеев охотно принимал в своем имении гостей, интересующихся его коллекцией: историков, писателей, военных, библиофилов, художников.
В сентябре 1912 года И.Х. Колодеев принял решение подарить свою библиотеку Музею 1812 года в Москве. Его дар был высоко оценен: в декабре 1912 года И.Х. Колодеев был пожалован в звание Камергера. В июле 1913 года был подписан передаточный акт, в котором особо оговаривалось отдельное хранение библиотеки в помещениях Музея, издание систематического каталога по системе, выработанной Колодеевым. Каждый том предполагалось снабдить exlibris’ом. Увы, все эти благие намерения не были осуществлены, что и стало причиной дальнейшей неразберихи с коллекцией.
В августе 1913 года библиотека была доставлена в Москву и размещена в доме московского генерал-губернатора. В мае 1914 года Иван Хрисанфович Колодеев скоропостижно скончался в возрасте 54 лет. Начавшаяся Первая мировая вынудила его вдову и верную соратницу в деле коллекционирования, Ольгу Сергеевну, перевезти оставшиеся - художественную и рукописную - части коллекции в Москву и передать их в Исторический музей.
А дальше началась самая настоящая детективная история, к которой отчасти причастна и Историчка.
После Февральской революции библиотеку переместили в подвалы Музея изящных искусств. Только в 2008 году удалось выяснить, что в 1926 году ящики с библиотекой были перевезены в ГИМ. После чего следы книжного собрания Колодеева теряются. Рукописная и художественная части коллекции до сих пор хранятся в Историческом музее, и ни одна выставка, посвященная началу XIX века, не обходится без «колодеевских» гравюр и литографий.
Книги же - предположительно - были переданы в ГПИБ в 1938 году. И почти 60 лет считались рассеянными в фондах Исторички. Ситуация осложнялась тем, что - вспомним о планировавшихся exlibris’ах! - у книг не было практически никаких владельческих признаков: только помета карандашом «Кол.» и такой же карандашный номер. Путаницы добавляло и то, что в Отделе редких книг (ОИК) ГПИБ оказались две рукописные описи коллекции - книг на французском и немецком языках. Описи есть, а книги отсутствуют? Колодеевскую коллекцию искали в ГИМе, ГПИБ, РГБ, РНБ, просматривая издания de visu. Но следы неожиданно обнаружились в Национальной Библиотеке Беларуси (НББ). Сначала сами книги с дарственными надписями Колодееву и номерами на обложках, а потом и заметка в журнале «Полымя» (№ 1 за 1927 год). В 1926 году Главнаука Наркомпроса передала 8 000 томов библиотеки И.Х. Колодеева Белорусской ССР. Есть основания предполагать, что коллекция была вывезена в Минск полностью, потому что в России книг из собрания Ивана Хрисанфовича Колодеева до сих пор не выявлено.
Опись книг И. Х. Колодеева, принятых музеем 1812 г. в Новоборисове, 31 июля 1913 г.. - Новоборисов, 1913. ГПИБ, ОИК.
В 1974 году на территории Борисовской спичечной фабрики строили новый производственный корпус. Экскаватор наткнулся на свинцовый гроб. Его вскрыли и, не найдя ничего ценного среди останков человеческого тела, вывезли в неизвестном направлении. Спустя годы выяснилось, что строители обнаружили могилу Ивана Хрисанфовича Колодеева.
Кажется, печальный конец судьбы, истории и коллекции, особенно если учесть, что книги к тому моменту не были обнаружены.
Однако в 2008 году началась планомерная работа по выявлению книг из «лучшего в Европе собрания по войне 1812 года» в фондах НББ. В 2010 году был отреставрирован пребывавший в запустении дом И.Х.Колодеева в Борисове. С 2007 года Борисовская центральная районная библиотека носит имя Ивана Хрисанфовича Колодеева.
Отреставрированный дом И.Х. Колодеева. Борисов, 2010 г.
И так - в имени, в коллекции, в восстановленном доме - Иван Хрисанфович Колодеев возвращается на берега столь любимой им Березины.
Использованы работы:
Букреева Е.М. К истории библиотеки камергера Ивана Хрисанфовича Колодеева // Здабыткi: дакументальныя помнiкi на Беларусi. - Вып. 11. - Б.М., 2009. - С.155-171.
Военский К.А. Отечественная война в Новоборисовском собрании И. Х. Колодеева. - СПб.: Б. и., 1904.
Опись книг Н. Х. Колодеева, принятых музеем 1812 г. в Новоборисове, 31 июля 1913 г.. - Новоборисов, 1913.
Пырова Н.М. Коллекция И.Х. Колодеева по Отечественной войне 1812 года // Страницы художественного наследия России XVI-XX веков - М., 1997. - C. 64-74.