Опыт показывает, что к запланированным изменениям часто притягиваются незапланированные. Вот и последние две недели в Историчке, наполненные уже привычными хлопотами по подготовке фондов к переезду, принесли нам новое неожиданное открытие. Под деревянной обшивкой лестничных перил в старом здании обнаружились металлические грифоны.
Впрочем, нельзя сказать, что это было полной неожиданностью. Из архивных документов было известно, что грифоны украшали центральную лестницу здания Общества купеческих приказчиков; иначе говоря, нашим глазам открылся ещё один кусочек былого великолепия, о котором прежде напоминали только люстра и настенный декор общего читального зала. Впоследствии грифонов могли видеть учащиеся школы № 329 Красногвардейского РОНО. Это продолжалось вплоть до осени 1938 г., когда здание в Старосадском переулке решением ЦК ВКП(б) было предоставлено Исторической библиотеке.
Но "идеологически невыдержанные" грифоны, сильно смахивающие на двуглавых орлов, никак не могли встречать посетителей советской библиотеки, поэтому решением архитекторов в 1938 г. они были отправлены в 75-летнее заточение под листами фанеры.
В наше время, лишившееся многих идеологических скреп, кажется символичным другое: о грифонах писал в своём знаменитом труде "отец истории" Геродот.
"Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифоны, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (первыми начали войну аримаспы)".
Геродот, "История" (84: IV.13).
Будем надеяться, что после реставрации к грифонам вернётся прежний внешний вид, и они ещё долго будут напоминать читателям ГПИБ о преемственности исторических знаний.
Между тем на втором этаже, куда вход читателям запрещён, все эти дни продолжалась сортировка и упаковка справочно-библиографического фонда. Книги готовились уехать на временное хранение. Заштабелированный фонд, занявший всю бывшую комнату Предметного каталога, выглядел так:
Его предстояло разложить по пронумерованным коробкам и тщательно упаковать.
Вот этот небольшой аппаратик делает из полиэтиленовой плёнки упаковочные пузыри. Ими прокладываются пустоты в картонных коробках.
В рабочий процесс неожиданно ворвалась помеха из внешнего мира. В Старосадском переулке опять снимали кино. Киношники без разрешения проникли на первый этаж ГПИБ и подключили к библиотечным сетям свои осветительные приборы. Но были с позором изгнаны и вынуждены удовольствоваться наружным фасадом здания. На фото видно, что наша вывеска занавешена другой: "Московское государственное медицинское училище". Как говорится, "не верь глазам своим".
Впрочем, это тоже по-своему символично...