Добралась, наконец, до большой книги по социальной психологии Э. Аронсона, Т. Уилсона и Р. Эйкерта "Почему человек ведёт себя так, а не иначе". Добралась, потому что она в бумажном виде, и представляет из себя толстенный талмуд А4.
Вот. Зато теперь я знаю, как научным образом называется результат замены внутренней мотивации на внешнюю.
Эффект переоценки (overjustification effect) - обстоятельства, при которых людям кажется, что их поведение вызвано внешними причинами, при этом люди склонны недооценивать степень обусловленности их поведения внутренними мотивами.
И тут же прочитала о любопытном эксперименте, показывающем, как вознаграждения уменьшают креативность.
Описание эксперимента и способ снизить эффект переоценки.
Бет Хеннеси и её коллеги работали над тем, как детям продолжить эффективно действовать, дабы избежать последствий вредного воздействия вознаграждения.
(Hennessey, Amabile, & Martinage, 1989; Hennessey & Zbikowski, 1993).
Начиналось исследование с того, что детям показывали видеозапись, в которой мальчик и девочка говорили о том, что им очень приятно получать вознаграждение, но на самом деле, они что-то сделали ещё и из-за любви к этому делу.
На втором этапе пригласили детей продолжить эксперимент. Ученые попросили ребят придумать истории для картинок. При этом, группа была разделена на две части: одной предложили награду, другой - нет.
Исследования, которые проводились ранее показали, что вознаграждение приводит к уменьшению креативности в историях ребятишек. Так произошло и в этот раз. Детям, которым не показывали фильм, было не интересно работать с картинками и сочинять истории, поскольку вознаграждения снижали внутреннюю мотивацию, и рассказы получались не столь интересными, как у детей в той группе, которая писала истории просто так. При этом стоит отметить, что дети, которые смотрели фильм, тоже написали очень креативные истории (даже чуть интереснее, чем дети, не получавшие наград). Рассказ мальчика и девочки на видео, по-видимому, помог им сохранить внутренний интерес к заданию, и негативные эффекты вознаграждения проявлены не были.
Этот опыт хорошо показывает нам, как важно и самим напоминать себе о том, как интересно нам заниматься каким-то делом, несмотря на "плюшки", которое оно приносит, и рассказывать об этом интересе окружающим, в том числе и детям.
Но при этом, мне кажутся очень правильными слова Альфи Кона, которые он сказал в одном интервью:
Я считаю, что будет ошибкой возлагать это бремя (проговаривание, что я что-то делаю за интерес, а не за оценку - моё прим.) на учащихся. Нужно менять всю структуру. Если учителю необходимо ставить оценки, то обязательство номер один у учителя, сделать все возможное, чтобы помочь учащимся существовать без оценок.
Posted via
LiveJournal app for iPhone.