Великая богиня без мужа

Apr 19, 2011 12:50




Сильных женщин опасаются, а сильных богинь тем более. И правильно делают. Сила их безгранична, и даже когда другие боги не знают, что делать Великая богиня спасет всех . В образе прекрасной девушки, которая умело обращалась со свирепыми львами и острыми копьями, богиня спустилась с гор и спасла мир от демона. Какого именно - точно сказать не могу. В одних источниках упоминается демон Махишасур, в других речь идет сразу о двух -  Шумбхе и Нишубхе. Есть версия, что сразу трех).
Так или иначе, дело происходило в деревне Виндхачал, в 80 км от Варанаси. Здесь богиню называют Виндхаявасини - обитательница гор Виндхая.

На самом деле, и Дурга и Виндхаявасини - это только два из 108 имен Великой Матери. Это все она, только в разных обличьях. В Индии ей поклоняются как проявлению космической энергии Шакти, матери всего живого. С черным лицом и птичьими глазами, Виндхаявасини заряжена такой силой, что рядом с ней не может находиться ни один мужчина, то есть бог. Эта богиня всегда одна, в отличие от остального пантеона индийских богов.

О местах славы Дурги-Виндхаявасини читайте в нескольких постах. Сначала - знаменитый храм Виндхаявасини в Виндхачал.

Мы выехали из Варанаси в 6 утра, чтобы избежать жары и пробок. И правильно сделали, потому что оказалось, что храм закрывается на обеденный перерыв с 12 до 14. Имейте в виду. Оказалось, что мой водитель не только не говорит по-английски, но и не знает толком местности. Я не расстроилась. Я решила - пусть это будет не экскурсионная поездка, а приключение. Я не отягощала свой мозг никакими гидами и путеводителями.

Просто хотелось ехать вдоль двухчасовой дороги в Виндхачал и рассматривать, например, кто и в чем живет. Разнообразие материалов для хижин не заставило скучать: коровьи лепешки, пальмовые листья, брезент, кирпичи, глина.




Ранним утро семьи просыпались и выползали из своих жилищ, чистили зубы. Женщины поднимали столбы пыли вокруг, подметая землю. Мужчины шли кормить коров. Наверное, потом по плану шел завтрак.




В придорожных кафейнях уже пили чай и жевали бетель, и дети направлялись в школу







Я подумала, что столько вещей, которые называются одинаковыми словами, на самом деле не похожи друг на друга. В их действительности это тоже называется «завтрак», «принять душ», «собраться на работу», «идти в школу»... Вот мое утро, когда я сижу с кофе и смотрю, как двор наполняется машинами, приезжающими в офис напротив дома. И вот утро индийской девушки, которая, проснувшись в метре от проезжей части, смотрит, как утренняя дорога наполняется машинами. ( И вместе с ними ее легкие наполняются пылью)...

По этой дороге жители Бенареса веками ходили к Виндхаявасини. Не знаю, сколько времени занимал у них этот пусть. В 21 веке на это ушло 1,5 часа. Исторически в Варанаси у нее было много поклонников. Виндхаявасини являлась им в снах, давала знаки, в результате чего в Варанаси появлялись мини-филиалы храма в Виндхачал. Но об этом отдельно.




Ритуальная красная материя около храма Дурги в Варанаси.

Хижины перестали мелькать, появились указатели на город Мирзапур. Вскоре водитель и произнес «Виндхаявасини Мандир». Мы подошли к храму с одного из входов, точно не знаю, к западному или восточному. Внутрь вела очень длинная аллея метров 400, сплошь состоявшая из лавок, в которых теснились ритуальные подношения Богине - гирлянды из красных цветов, кокосы, сладости, куски красной материи с золотом.




Торговля здесь так разрослась, потому что у храма «загрузка» практически как у московского метро. Ежедневно его посещают около тысячи человек, а по особым дням 3-5 тысяч. Избегайте пятниц, потому что это день для посещения Виндхаявасини.




Из каждой лавки нам протягивали кокосы, тут же подошли индусы и спросили у моего водителя: «Что? Что?» Он, видимо, сказал, что белая девушка приехала из самого Варанаси, чтобы посмотреть на храм. Меня подвели к одной из лавок, где я оставила обувь, помыла руки и купила за 20 рупий гирлянду и кокос.






Дальше провожатый повел меня в храм. Храм представляет собой квадрат в основании, в центре которого находится статуя Богини, помещенная в отдельное очень маленькое помещение с узкими, темные проходами, заполненными людьми. Эти проходы ведут к зарешеченной клети, в которой стоит идол. Несколько служащих - полицейский и два священника, регулируют человекопоток и время, отведенное для даршана.







Провожатые сначала пытались запихнуть меня через выход, потому что статуя находится ближе к нему, но полицейский начал кричать, и меня отправили в общую очередь. Втиснувшись в середину этой очереди под руководством проводников, я стала ждать своего момента для даршана. В этом тесном, темном помещении под низкие звуки верующих «Oh, Maa! Maa! Maa!» (обращение Богини как к матери) вспомнилась одна из серий Индианы Джонса про страшный индийский храм в пещере, в котором творятся какие-то темные вещи и вырывают сердца.




Чем ближе мы подходили к алтарю, тем сильнее нарастал религиозный накал среди паломников. Из темноты этой клети дышала вечность - темная, теплая и беспощадная как дыхание дикого зверя. Мне показалось, что все вокруг пульсирует, что храм - это утроба, и мы в ней теснимся, сжатые ее стенками...

Через пару минут меня втолкнули внутрь, и я оказалась с глазу на глаз с Великой Богиней. Лицо ее было темное, сделанное из черного камня. Глаза по-птичьему широко расставлены. Все остальное утопало в цветочных гирляндах, ничего нельзя было разглядеть.

Говорят, сама скульптура датируется 8 веком, одета в красное сари и стоит на льве. Я все видела как в тумане, потому была совершенно загипнотизирована мощной волной, которая лилась из темноты ее лица. Мне сказали поклониться, положить цветы и ... тысячу рупий. При этих словах я быстро пришла в себя, нащупала в кармане 50 рупий и мы вышли). Потом вернулась в лавочку, заплатила проводнику 30 рупий и поехала дальше.

В храме еще много идолов других богов, но я их не видела. От храма есть 150-метровый спуск к Ганге, где совершаются омовение, а также место для принесения в жертву коз по особым дням.




И еще. Отрывок из пуджи (богослужения) в честь богини, чтобы лучше почувствовать атмосферу.

image Click to view



Продолжение следует

P.S. Внутри храма фотографировать нельзя, поэтому часть я позаимствовала у villagenibi
 

Мирзапур, Дурга, Виндхачал, вокруг варанаси, обряды, ганга, Виндхаявасини, видео, ритуалы, демоны, город, индуизм, жертва, Великая богиня, варанаси

Previous post Next post
Up