Литва

Jan 13, 2005 21:49

Сегодня годовщина "кровавого воскресенья".

Для тех кто не помнит. Или не знает.



10 января 1991 года в Литву, обьявившую девятью месяцами ранее о выходе из СССР, вошли войска Псковской дивизии. По чьему приказу это было сделано осталось неизвестным, но все время всплывало имя тогдашнего начальника Генштаба Моисеева и замминистра обороны СССР Ачалова. Ачалов в тот же день приехал в Литву с целью, как тогда говорили "наведения конституционного порядка, обеспечения соблюдения законов СССР и пресечения антисоветской деятельности, направленной на разрушение территориальной целостности страны". Говоря по русски - не хотите по хорошему, будет как всегда...Как всегда случилось двумя днями позже. 12 января первый секретарь ЦК Литвы Швед и член бюро Ермолавичус обьявили о создании "Комитета национального спасения". Спасать собирались советскую власть. В тот же день было принято решение взять под контроль телебашню. 14 лет прошло с тех пор, но все еще неизвестно КТО отдал приказ идти на штурм здания, которое защищали безоружные люди. Горбачев, как обычно ничего не знал и не видел, армия "всего лишь выполняла приказ". 14 убитых и более сотни раненых были результатом той ночи. Сотрудники литовского ТВ, ожидая штурма успели расставить камеры по этажам и все кто хотели видели все в прямом эфире. Последними словами с экрана, сказанными по русски было -"Мы слышим их шаги на третьем этаже..." После этого все погасло.
На следующий день, кадры заснятые операторами латвийской группы, режиссера Юриеса Подниекса видел весь мир. Все видели как башня танка вращается над головами людей, все видели как солдаты бьют прикладами демонстрантов, все видели обезображенные лица погибших. Двое операторов группы, правда не находившиеся в ту ночь в Вильнюсе, были убиты рижским ОМОНОм спустя неделю при штурме латвийского МВД.
Еще спустя день в "Огоньке" появилось - "Звуки заупокойной мессы не скоро растают в литовском небе, а запах пороха не скоро остынет на губах. Прости нас, Литва.". Прощения просили не все. Горбачев обвинял во всем литовское руководство, не желавшее выполнять волю Москвы. (Его ближайший помощник Черняев, кстати, сразу после Вильнюса написал яростное письмо Горбачеву, но в отставку не ушел). Невзоров вышел с фашистским репортажем "Наши", где "обьяснил", что жертвы на самом деле умерли от сердечных приступов и ДТП. Самозванный "Комитет" просил Москву не останавливаться на достигнутом. Но те, до сих пор неизвестные силы, которые 13 января устроили побоище, не решились на продолжение, ибо понимали, что продолжением может быть только потопление Литвы в крови. У агонизирующего режима сил на это уже не было.

"Стать порогом. Выгнуть спину, когда переступают тебя и тихой улыбкой порога улыбнуться, если кто-то споткнется. Только в брошенном доме порог порастает травой." (Гвидо Звайгзне, латвийский кинооператор, убитый рижским ОМОНОМ 20.1.91)
Previous post Next post
Up