Объект 221 - подземный гигант советского милитаризма

Mar 25, 2013 12:55

Самый большой из всех известных поземных объектов на территории Украины - Запасной командный пункт Черноморского флота - объект 221. Брошенная и разграбленная военная база, чьи коридоры проложены в монолитной толще горы, в настоящее время доступна для посещений. Её подземелья, в половину из которых не проникнуть без специального снаряжения, могут подарить любопытному туристу не один час скитаний и приключений.



Крым, а особенно Севастополь, известны своим советским военным наследием - целыми базами, сокрытыми под землёй на случай тотальной ядерной войны. Одни туристы приезжают понежиться под тёплым крымским солнышком и попадают в студёные подземелья Холодной войны только в ходе экскурсий по Балаклавскому заводу подводных лодок. Но есть и такие, кто, вооружаясь мощными фонарями и альпинистским снаряжением, целенаправленно лезут в глубокие бетонные норы, чтобы пощекотать себе нервы глубочайшей тьмой и апокалиптическими интерьерами, словно извлеченными из мрачнейших компьютерных игр.



Объект №221, также известный, как Запасной командный пункт Черноморского флота, располагается под Севастополем, рядом с известной по Байкерскому шоу горой Гасфорта. Большинство зрителей, наблюдая за представлениями московского мото-клуба, и не подозревают, что декорации для шоу - карьер и горно-обогатительный комплекс, были лишь прикрытием для более грандиозного строительства, развернувшегося внутри соседней сопки.



Задачей инженеров было создание надёжного убежища для командования флота в непосредственной близости от Севастополя и южнобережного Фороса, где могло в момент «Х» находится в отпуске высшее руководство страны. 495-метровая возвышенность находится рядом с селом Морозовка, в урочище Алсу, на склонах которого расположился и одноимённый пионерский лагерь, надо полагать, тоже для прикрытия. Свой выбор на этой сопке адмирал С. Горшков остановил, руководствуясь исследованиями геологов, которые показывали, что скальный монолит горы однороден, без полостей и разломов. Строительство началось в 1977 году, по ложной информации это должен был быть учебный центр флота.



Два года потребовалось строителям, чтобы проложить сквозь сопку два вертикальных 182-метровых ствола, со дна которых в стороны пошли широкие проходы. Еще за пять лет были готовы основные штольни и два блока высотой 16 метров. Фактически в этих искусственных пещерах и продолжилось строительство будущего 4-этажного убежища. Наверх, через стволы, к антенному полю вели кабеля для связи со спутниками и подводными лодками, также внутри этих шахт диаметром 4,5 метра были смонтированы винтовые лестницы, по которым можно было выбраться наружу.

Как вспоминает полковник С.А. Полоцкий, в подземном КП, накрытом сверху 180-метровой «шапкой» горы, должны были разместиться информационно-вычислительный центр, узел связи и автономная система жизнеобеспечения. Последняя представляла собой изолированный многотонными гермодверями комплекс с реакторной электростанцией, системами очистки воды и регенерации воздуха, медпунктом, кухней, столовой. Здесь могли бы жить сотни офицеров штаба, специалисты и обслуживающий персонал в течение десятка лет, командуя при этом войной на поверхности. Площадь защищённого 3-блочного КП равняется 13,5 тысячам кв. метров, а многоярусных подземелий - 22 тысячам кв. метров.



К 1992 году крупнейший подземный объект южного оборонного направления был готов на 90%. По расчетам создателей, он мог бы выдержать 12 взрывов ядерных боеголовок, но был повержен мародёрами. Нет, конечно, литым бетонным массивам и толстенным стенам, обшитым листовым железом, ничего не сделалось, а вот все кабеля, трубы, двери и другие металлические части были расхищены. Говорят, что металл вывозили камазами, а кабеля драли тракторами. То, что осталось - длинные рукотворные пещеры-тоннели, залы, переходы и комнаты простоит еще, наверное, сотню лет, настолько основательно всё сделано.



Внутрь комплекса можно попасть через два портала, находящихся на склоне горы. От лагеря «Алсу», не доезжая Морозовки, в лес поворачивает асфальтная дорога, ведущая ко входам. Слева от неё, в самом начале, можно увидеть первые декорации из «Сталкера» - скелет четырёхэтажки.



В «Википедии» написано, что это муляж-здание, но личный осмотр заставляет усомниться в этом: судя по остаткам мелкой плитки и зеркалам, которыми любовно выложены ванные комнаты, здание было, или должно было быть жилым.



К порталу можно дойти за полчаса. Дорога кончается у непримечательного недостроя с нарисованными чёрной краской окнами - это и есть вход.



Проём, два поворота и сразу тоннель, теряющийся в темноте. Без преувеличений: по нему может проехать грузовик, а луч мощного фонаря тает вдалеке. Здесь очень холодно, вероятно после зимы, со рта идёт пар, а пальцы едва не коченеют. Телефон не находит сети, хотя сзади еще виднеется дневной свет.



По мере продвижения по тоннелю, сначала встречаются отдельные комнаты,



некоторые с бронированными нишами.



В полу попадаются не просто люки, а громадные проёмы, через которые можно увидеть нижний уровень, нулевой - коммуникационный. Высоко, внутри холодеет рядом с этими дырами. Оступишься и будешь, как тряпичная кукла колотиться о выступающие углы бетона и ржавого железа по пути к арматуре на дне. По дороге попадается мусор, немного, обрывки заградительных лент, полотна целлофана и транспаранты. Примечательно, что бытовой мусор, который приносят некультурные посетители, здесь явно кто-то время от времени убирает и аккуратно складывает в больших мешках по укромным закоулкам.

Туннели разветвляются, в некоторых из них пол полностью покрыт водой.



Вспоминая о возможных люках вниз, туда идти мы не решаемся. Следующее ответвление поворачивает и ведёт круто вверх, сразу на третий уровень - аппаратный.



Между этим этажом и первым - есть второй уровень - жилой. На него попасть можно, только спускаясь по верёвкам, потому что все лестницы срезаны, а межэтажные переходы похожи на зияющие чернотой колодцы.



Так что для большинства туристов это территория остаётся террой инкогнито.

Ориентироваться в многочисленных туннелях, коридорах, развилках, проходах и даже лазах очень трудно, легко перепутаешь направление, но по-настоящему потеряться невозможно. В крайнем случае, поворот не туда будет стоить лишних полчаса блужданий. К тому же на стенах переходов имеются надписи и указатели к выходу, сделанные энтузиастами подземелий.



Объект №221 встречается в туристических диггер-турах, его можно посетить с группой и сопровождением. Стоимость с 4-х человек, вместе с трансфером и страховкой, составляет около 500 гривен. По субъективному мнению, впечатлений на эту цену наберётся с лихвой.

Очень жаль, что Запасной КП ЧФ абсолютно бесхозен. Из него получится туристический объект не хуже Балаклавского секретного завода, но гораздо экспрессивней.



Несколько советов тому, кто решится отправиться в подземную базу в Алсу самостоятельно. Главное - надёжное освещение и полные аккумуляторы. Потухнет фонарик - и гаплык. Невозможно представить себе эти километры тоннелей с люками в полу в абсолютной тьме. Также необходима тёплая одежда и непромокаемая обувь. Не оставляйте за собой мусор! Берегите уникальную атмосферу этого монументального памятника Холодной войны.

достопримечательности Севастополя, Севастополь

Previous post Next post
Up