Про черкесов, геноцид и танцы

Jan 16, 2021 13:11

Случайно увидел на ютубе и подсел смотреть народные адыгские танцы вообще и лапэрисэ в частности.
Вот один из лучших видосов (7 млн просмотров, 10к комментов), там и наши, и иностранцы пищат от восторга.

image Click to view


 Это конкретно танцуют кабардинцы из Нальчика, и вроде как там есть балкарцы тоже (кто-то в комментах заметил). Класс, да? Вот бы их вживую посмотреть.
Интересно, что в середине где-то их музыка начинает сильно напоминать русские народные мелодии. Это может быть не случайное совпадение, а результат ассимиляции - поскольку из черкесов выжили лишь те, кто согласился на переселение на территории вперемешку с русским населением и под их надзор. Об этом ниже.

Надо заметить, что кабардинцы, черкесы, адыги, абхазы - это все практически одно и то же, для простоты назовем всех их черкесами (сами себя они называют адыгами) .
Это автохтонное, самое древнее население Кавказа.  Балкарцы, они же карачаевцы - это совсем другой, пришлый народ, по сути это татары - исторически они потомки степняков-половцев, которые сбежали от монгольского нашествия в горы. Казанские татары понимают их язык.  Себя балкарцы называют таулы (горцы).
Черкесы же всегда предпочитали селиться на лучших предгорных равнинах и побережье Черного моря. Вот кстати, характерная дискуссия в комментах между балкаркой Ася Д. и черкесами, где они выясняют кто кому платил дань.

А вообще это ролик тоже с крутейшим адыгским танцем (танец Уорков), на этот раз дворянским (можно увидеть разницу с более простонародным лаперисом).

На самом деле до середины 19 века черкесы были самым могущественным и многочисленным народом Северного Кавказа, занимая бОльшую его часть.  Сочи, Тамань, Кубань, Пятигорск - это все были их земли. Они брали дань с соседей, рулили Черном море, в горах и на равнинах.



Современные черкесы очень хорошо об этом помнят, как видно по комментам.
Но в конце 18 века поднялся Северный ветер и ситуация для них кардинально поменялась. К середине 19 века от населения Черкессии осталось лишь около 10%, остальные либо умерли от войны, голода и болезней, либо сбежали в Турцию.

С черкесской точки зрения русским варварам хотелось их райской земли и они вторглись гигантскими массами на их территории и завалили трупами.
А тех кого на кого трупов не хватило - добили эпидемии.
С русской - никакие договоры черкесами не соблюдались и оборзевших вкрай работорговцев и разбойников решительно призвали к порядку, заодно лишив их возможности встать на сторону Турции или Запада в критический момент. Ну, правда не без эксцессов конечно.

Интересно сопоставлять как выглядит эта история из этих двух источников!

Вот например, пишет черкесский историк:

Черкесия на протяжении столетий жила под угрозами внешних вторжений. Для обеспечения своей безопасности и выживания был только один выход - черкесы должны были превратиться в нацию воинов.
Поэтому весь образ жизни адыгов стал в высшей степени милитаризирован. Они выработали и довели до совершенства искусство ведения войны, как конной, так и пешей.
Столетия проходили в состоянии перманентной войны, поэтому война, даже с очень сильным противником, не считалась в Черкесии чем-то особенным. Внутренняя структура черкесского общества гарантировала независимость страны. В Стране Адыгов существовали особые классы общества - пши и уорки. Во многих областях Черкесии (Кабарде, Бесленее, Кемиргое, Бжедугии и Хатукае) уорки составляли почти треть населения. Их исключительным занятием была война и подготовка к войне. Для подготовки воинов и совершенствования военных навыков существовал особый институт «зек1уэ» («наездничество»). И в мирное время отряды уорков численностью от нескольких человек до нескольких тысяч, совершали дальние походы.
Ни у кого из народов мира военная культура не была доведена до такой полноты и совершенства, как у черкесов.
/---/
Военная культура Черкесии пребывала на очень высоком уровне.
Для успешной борьбы с адыгами российская армия вынуждена была перенять все ее элементы - от вооружения (шашки и черкесские сабли, кинжалы, черкесские седла, черкесские лошади) и формы одежды (черкеска, бурка, папаха, газыри и т.д.) до приемов ведения боя. При этом заимствование было не вопросом моды, а вопросом выживания. Однако чтобы сравняться по боевым качествам с черкесской конницей, надо было перенять всю систему подготовки воина в Черкесии, а это было невозможно.

Ну и так далее и тому подобное..

А вот что свидетельствует русский офицер Рукевич о военном искусстве черкесов:

16-го мая генерал Филипсон возвратился в отряд на несколько дней, чтобы присутствовать при разбитии укрепления. 21-го мая была обозначена линия огня отрядными инженерами, войсковым старшиной Петренко и есаулом Черником; 22-го разбиты профили, а 25-го произведена, после торжественного молебствия и окропления всего места св. водою, закладка укрепления. Тотчас жe начались земляные работы, и с этого числа на них ежедневно назначалось до тысячи человек из строевых частей, помимо военно-рабочих рот. В эти же дни окончилась рубка стадесятинного участка полковником Лыковым, который 22-го числа с отрядом из 1 1/2 батальона при 6-ти орудиях перешел на участок к западу от лагеря и здесь в том же порядке приступил к рубке. Лишившись хорошего укрытия, горцы метались с одной стороны в другую и наконец избрали себе позицию против нового тляхобунчского моста, где местность прикрывалась гущей выросшего за последнее время камыша. Отсюда они начали производить свою безвредную артилерийскую стрельбу. Рекогносцировка пластунов показала, что скосить эти камыши, затопленные водою местами в рост человека, весьма трудно, да они и не препятствовали нашей стрельбе, а потому их оставили, но для прикрытия передового моста решили воздвигнуть предмостный люнет, к постройке которого и приступили 24-го мая. Но лучше всего обеспечили наш отряд начавшиеся разливы рек и ссоры между собою горцев. Дело в том, что большая часть проходимцев, нанявшихся под именем флибустьеров к горцам, была прогнана последними и артилерийская прислуга пополнилась шапсугами и натухайцами. Однажды, желая придать наибольшую дальность снаряду, они набили орудие до половины порохом и туго заколотили снаряд. Выстрел, от которого черкесы ожидали самого лучшего действия, разнес чугуное орудие и разнес импровизированную прислугу, три именитых горца были убиты и 8 ранены. Мысль подобной стрельбы принадлежала шапсугам, а выполнение натухайцам; между ними начались препирательства, завершившиеся отложением шапсугов и уходом их в горы. Может быть и полевые работы побуждали их на время удалиться домой, но, как бы то ни было, ряды неприятеля сильно редели с каждым днем.

Короче, регулярной армии РИ с артиллерией, интендантами, инженерами, саперами и прочей скучной хренотенью черкесская непобедимая конница была по-барабану.

В итоге черкесам сделали предложение, от которого они не могли отказаться. Либо переселяйтесь куда скажем, либо в Турцию. Те, кто решили ехать в Турцию - скопились в лагерях на берегу Черного моря и там едва не погибли все от болезней.

Впрочем в комментах там местный товарищ Sharif все рассказал по-другому:
Sharif:
@Виктор Калачёв Набеги на другие народы совершало российское государство, чтобы стать империей. Если бы не эпидемия чёрной оспы, которая уничтожила несметное количество адыгов, варварской России не удалось бы осуществить свой геноцид и переврать историю, как минимум среди своих обывателей. Начиная с военного искусства и заканчивая сложность этикета и традиций, адыги превосходили русских (а точнее те смешанные племена, которые населяли Россию). Этот танец является классическим примером превосходства адыгской народной культуры над русской.
-----------------------------------------
Gosh100:
@S Sharif === Если бы не эпидемия чёрной оспы, которая уничтожила несметное количество адыгов, варварской России не удалось бы осуществить свой геноцид=== Допустим так было - но почему же тогда русских варваров черная оспа не тронула? Выходит, адыги не умели делать прививки или не соблюдали гигиену?
 --------------------------------------
Sharif:
@Gosh100 Не стоит даже сравнивать богатую и разностороннюю социальную культуру адыгов со словянской. Сложность адыгского этикета, упоминаемая ещё древними летописцами является ярким тому подтверждением. А как вы сейчас убеждаетесь, активная социальная жизнь и противоэпидемические мероприятия активно противостоят друг другу. Добавьте к этому неослабевающие попытки правителей Руси захватить желанные территории адыгов и непривлекательность русских земель для вторых, что вылилось в политику истребления адыгского населения всевозможными способами... А ваше мнение о возможности использования авангардных противоэпидемических методов в России, которую все поголовно путешественники, религиозные лица и исследователи называли эпитетами вроде "лапотной", вообще трудно воспринимать серьезно. Это насчёт прививок. А по поводу гигиены сказал как-то уже в советское время Семашко: "Без санитарной культуры, нет культуры вообще". Именно высокая санитарная культура даже простых адыгских крестьян в первую очередь поражала древних летописцев. А сложнейший этикет являлся уже "вишенкой на торте". Ничего подобного невозможно найти в описаниях быта населения Руси.
--------------------------------------------------
Gosh100:
@S Sharif == А как вы сейчас убеждаетесь, активная социальная жизнь и противоэпидемические мероприятия активно противостоят друг другу.=== то есть выходит по-вашему адыги были настолько высококультурны, что не смогли соблюдать карантин и из-за это вымерли?
-------------------------------------------
Sharif:
@Gosh100 Знаете, мне очень сложно дискутировать на серьёзную тему с собеседником, сводящим все объяснения до уровня " сено- солома". Если вы конечно, поняли смысл мною сказанного..
----------------
Gosh100^
@S Sharif вообще-то я беру ваши объяснения буквально как они есть. Вас никто за язык не тянул - это вы, а не я, свели причины победы РИ в Кавказской войне к эпидемии черной оспы, а бОльшие потери Черкессии в эпидемии - к ее сложным социальным связям. Уж не знаю в каком месте тут серьезная дискуссия может быть.
-------------------------------------------
Дальше товарищ замолчал

Жалко еще что вся эта сложнейшая культура не зафиксирована толком, поскольку у черкесов не было по сути своей письменности до конца 19 века. Поэтому нигде кроме как в свидетельствах иностранцев да комментах на ютубе о ней и не узнать. Зато хоть вот танцы замечательные сохранились.

этнография

Previous post Next post
Up